flying_bear (flying_bear) wrote,
flying_bear
flying_bear

Categories:

Два комментария по поводу некоторых аналитических философов

http://dennett.livejournal.com/225921.html

Такие экзерсисы можно рассматривать либо как полезные (средство что-то понять), либо как приятные (интересная игра). Как говорил один мой заочный знакомый (снится иногда), "оба хуже".

1. Рассмотрение моделей в естественных науках, например, в физике, в принципе, есть зло, т.к. удаляет нас от решения исходной задачи - постичь мир вокруг нас. Оно оправдано лишь тем, что, изучая упрощенные модели, можно применять специфические средства исследования, неприменимые при более реалистическом рассмотрении. При этом, должны быть аргументы, что результаты, полученные в модели, имеют какое-то отношение к реальной ситуации. Пример: фазовые переходы второго рода - труднейшая задача. Существует сверхупрощенная "модель Изинга", в которой критическое поведение может быть изучено либо путем неких строгих алгебраических методов (в двумерном случае), либо путем эффективной и хорошо контролируемой вычислительной процедуры, напр., высокотемпературное разложение (в трехмерии). Есть, также, "принцип универсальности критического поведения" (очень непросто обосновываемый), который говорит, что в такой-то и в такой-то ситуации упрощенность модели не влияет на значения критических экспонент. В то же время, другие характеристики (скажем, температура перехода) не универсальны, и их расчет в рамках модели имеет ограниченную ценность. На многие же осмысленные вопросы относительно критического поведения модель Изинга никаких ответов не дает, они даже и сформулированы быть не могут в ее рамках.

В "философии": какие основания ожидать, что модельные ситуации могут быть исследованы более мощными методами, чем непосредственные житейские? О каких методах речь? Какие основания ожидать, что результаты рассмотрения модельных ситуаций могут быть перенесены на реальные этические проблемы? Как определить, какие именно результаты могут быть перенесены, а какие нет?

2. Интересная интеллектуальная игра. Вроде шахмат. Сейчас я охладел к шахматам, но одно время очень увлекался. Некоторые очень уважаемые мной люди до сих пор относятся к шахматам со страстью и серьезностью. Ничего против этого сказать невозможно. Почему бы не развлечь себя решением интересных (псевдо)этических головоломок?

Представьте себе, что вы сели играть в шахматы. И тут партнер вам говорит: обратите внимание, какой необычный игровой комплект. Сделан по моему специальному заказу. Фигурки выточены из костей детей, умерших от лейкемии. Черные фигуры - из костей мальчиков, белые - из костей девочек.

Мне кажется, в такой ситуации надеть партнеру доску на голову по самый пупок не будет overreaction.

Мораль: не со всем можно играть.
Tags: мелкая философия на глубоких местах 3
Subscribe

  • Будет, будет

    Я вновь повстречался с Надеждой - приятная встреча. Б. Окуджава Жива Надежда. Краше в гроб кладут, Но все жива старушка, спору нет. А что, когда,…

  • 1991

    Каждый человек может объявить перерыв, но никто не может сказать, когда этот перерыв закончится (Книги Боконона) Из Киева обратно до Москвы, Открыв…

  • Еще про культур-мультур

    Нетленное нетленнее стократ, Когда ему сам автор задал меру. Когда бы в чаше был портвейн, к примеру, То кто бы знал, что был такой Сократ? Да кто…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 68 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Будет, будет

    Я вновь повстречался с Надеждой - приятная встреча. Б. Окуджава Жива Надежда. Краше в гроб кладут, Но все жива старушка, спору нет. А что, когда,…

  • 1991

    Каждый человек может объявить перерыв, но никто не может сказать, когда этот перерыв закончится (Книги Боконона) Из Киева обратно до Москвы, Открыв…

  • Еще про культур-мультур

    Нетленное нетленнее стократ, Когда ему сам автор задал меру. Когда бы в чаше был портвейн, к примеру, То кто бы знал, что был такой Сократ? Да кто…