1. Неоднократно слышал раньше версию, что здание свердловского оперного театра скопировано со здания венского оперного театра. Оказалось - таки да, венского, таки да, театра, но не оперного, а городского. "Боком одним с образцом схож и его перевод".
2. Кстати, архитекторы, проектировавшие здание венской оперы, оба не дожили до открытия театра: один покончил с собой, другой умер от сердечного приступа, оба - из-за того, что здание не понравилось общественности. Дело их, тем не менее, живет (здание стоит). Между прочим, и великий Больцман покончил с собой примерно в то же время (жил я в Вене как раз на улице Больцмана в отеле "Больцман"). Одна из версий - из-за критики его научных идей.
3. Вот так вот они критиковали там. Если учесть также, что (1) в Австрии родился сами-знаете-кто; (2) самый жестокий (причем бессмысленно, то есть самоцельно, жестокий) из виденных мной фильмов, "Забавные игры" - австрийский; (3) в книге рекордов Гиннеса прочел, что человек может выжить, проведя без еды и питья 18 дней, и человек этот - молодой парень, задержанный австрийской (!) полицией за мелкое нарушение правил дорожного движения и забытый в камере на вышеуказанный срок, то... тенденция, однако. Интересно подумать, как сюда вписываются Фрейд и Витгенштейн...
4. Превращение из великой империи в небольшую мирную республику может восприниматься населением достаточно болезненно и через девяносто лет после события. Культ Великого Прошлого.
5. Которое, между прочим, на самом деле великое. Хватило бы музыки (очевидно) и физики (Кеплер, Больцман, Шредингер)... А ведь некоторые наверняка вспомнят еще и психологию, и философию. А совсем некоторые - нынешнего губернатора Калифорнии. А самые-самые некоторые, боюсь, и вообще - сами-знаете-кого.
6. Шенбрунн. Скромная железная кровать, на которой спал император Франц Иосиф. Рядом со спальней - личный туалет. Еще более скромный. Единственный предмет скромной роскоши - пепельница. Сидел на толчке, курил, размышлял о великом... Ну, и доразмышлялся, вместе с другими своими коронованными коллегами. Черт. Черт. Черт. Если бы не Первая Мировая...
7. Многие члены императорской семьи очень мило рисовали и занимались рукоделием.
8. В Вене сейчас населения меньше, чем в начале 20 века.
9. Венские пирожные, торты, сладости... Ну, что сказать. У Швеции, к примеру, нет репутации кондитерского рая, но, право слово, в кофейне имени Линнея в Уппсале плюшки никак не хуже.
10. Венский художественно-исторический музей. Все-таки, когда из залов с итальянцами переходишь к голландцам - немцам - фламандцам... общее ощущение - как от снятия противогаза после пробежки в оном.
11. Разумеется, есть отдельные прекрасные художники и отдельные прекрасные картины, в итальянском Возрождении. А вот корреляций между качеством картины и степенью известности автора, похоже, нет или почти нет.
12. Выставка Arcimboldo. Все-таки редкостный лапочка - не ожидал. У портрета юриста чуть не взвыл в восторге. Наш человек.
13. Семейство панд в Шенбрунне. Какие милые, добрые, открытые лица. Фотографии, как сказано, будут. Чуть погодя.
14. Пиво хорошее.
15. Поставить перед зданием парламента статую богини мудрости... Какое, право, глумление. И над парламентом, и над мудростью. В любой стране.