flying_bear (flying_bear) wrote,
flying_bear
flying_bear

Categories:

Еще Г.Ю. Любарский, Морфология истории (гл.8)

"При мысли о великом будущем России следует строго отдавать себе отчет, относительно чего эти мысли высказываются. Сейчас очень многие люди под "Россией" с очевидностью разумеют государство. Близкое будущее этого государства темно и страшно, а дальнего у него нет.

Русская государственность является паразитическим наростом, мешающим дальнейшему развитию. Не то у людей Запада: они лично живут государственными интересами, государство есть часть их повседневных забот, и само государство ощущает себя частью целого, а не целым, и стремится соответствовать человеческому общежитию, по возможности не путаясь у него под ногами. Российское же государство - хоть до Петра, хоть после - осознает себя как раз целым. На Востоке государство стремится быть головой, управлять, приказывать, направлять, контролировать все развитие общественного целого. Если мы рассмотрим последние века русской истории, мы увидим духовную жизнь, интеллигенцию, которая стремилась освободиться от гнета государства, мы увидим хозяйственную жизнь, чрезвычайно слабую и неотчетливо проявляющуюся, но также стремящуюся к независимости. И мы встретим силу, исходящую из государственности, которая стремится эти явления закаменить, придать им собственные формы. Живые движения духовной и хозяйственной жизни эти государственные оковы распирают и разрывают, частично высовываются из тесного доспеха - искореженные, больные части живых общественных органов. Пытаться с помощью импульсов государства регулировать хозяйственную жизнь - то же самое, что пробовать ритмичными мускульными сокращениями способствовать мыслительному процессу. Некоторый эффект может произойти, но решающим он ни в коей мере не будет. То, чем живет Россия, происходит вопреки ее государственности. Тем не менее любая смута, беспорядок в общественных делах, происходящие из-за засилья государственности, вызывают в сознании людей стремление к "сильной власти", "которая наведет порядок". Государство хрипит и задыхается, подгребая под себя расползающиеся части общественного целого. Государство болеет и разваливается. И иного нет для него выхода, как выболеть целиком, до кости - то государство, которое мы знаем, обречено, и чем дольше оно будет сопротивляться этой обреченности, тем страшнее для общества будет его агония.

Другие чаяния России связаны с хозяйственной жизнью; снова и снова повторяется рефрен: "Посмотрите, как живут на Западе; да что ж такое, и мы не лаптем деланы, надо постараться и жить так же". Однако и здесь не судьба. Той хозяйственной организации, которой достиг Запад, России не достичь никогда. Современная хозяйственная жизнь - это прежде всего организация хозяйства, это высокоорганизованная надстройка над простым присвоением плодов природы. Природа у нас богатая, плодов дает много, но для того, чтобы выстроить хозяйственную организацию, надо иметь совсем иные задатки. У нас не получится, потому что мы не захотим. Чтобы сделать в России хозяйственную жизнь такой, как на Западе, России надо стать Западом и отказаться от себя. Независимо от того, согласен на словах кто-нибудь с такой платой или не согласен, - такого самоубийства не произойдет. История повторяется, но всякий раз по-новому. Древние германцы, завистливо поглядывая на римские дворцы, могли мечтать: "Мы отнимем все это у римлян, мы сами будем жить в этих дворцах". Это произошло: дворцы не только отняли, но и научились их строить и благоустраивать. Германская цивилизация выучилась у латинской и превзошла ее в материальных достижениях. Ученичество России у современной цивилизации также имеет место, но время материальных успехов человечества заканчивается. Будущее будет заключаться не в том, что синхрофазотроны будут больше, кока-кола слаще, а Голливуд голее. После долгих веков материального развития человечество поворачивается к себе, к своему внутреннему, и в последующие века прогрессивным состоянием будет достигнутая человеком стадия духовного развития, а не степень материального благополучия.

С грустью следует признать, что то, что Россия считает своим духовным достоянием, таковым не является. Будущее России не связано ни с одним из ее основных культурных завоеваний, которыми она так гордится - ни с приобретенной в процессе вестернизации западной наукой, ни с традиционными для восточной страны фундаментальными ценностями. Современная наука, составляющая славу и гордость германского периода развития, окажется смешным анахронизмом, когда часы истории пройдут циферблат - так же, как мы теперь считаем варварством достижения халдейских звездочетов и скрупулезных схоластов, так же современная наука окажется пережитком прошлого. Случится это еще не так скоро, но случится. Люди меняются изнутри, и то, что отвечает их познавательным потребностям в один исторический период, оказывается уже не нужным в другой. По этой же причине традиционная культура сама по себе мало что значит - ведь в современный мир германцы захватили не так уж много от традиционных ценностей готов, лангобардов, франков, саксов. То, чем жили германцы 2000 лет назад, изменилось столь сильно, что сейчас в своем первозданном виде больше почти не действенно. В германском характере выросли новые черты, выросли на основе тех, традиционных свойств, но первобытная культура германцев не получила в современности особенного развития. Россия находится в своей доистории и потому то, с чем она сейчас никак не может расстаться, окажется ненужным в будущем.

Это значит, что та будущая эпоха, которая будет происходить таким образом, что центральным звеном ее развития будет являться Россия, не будет означать ни политического превосходства России на мировой арене, ни хозяйственного доминирования. Если сейчас человечество находит выход из своих проблем с помощью тех достижений науки и техники, которые принесла с собой германская цивилизация, то в дальнейшем окажется, что выход из тех, будущих проблем, которыми будет озабочено человечество, лежит только на путях внутреннего развития. И это будущее развитие окажется таким, что то, что едва заметно возникает сейчас в русском национальном характере, станет чрезвычайно важным".
Subscribe

  • Что я тут писал двенадцать лет назад

    Знаменитый боксер из Непала Бил партнеров своих чем попало. Выходил он на бой Со свинцовой трубой И побед одержал так немало. *** Говорят, теоретики…

  • Что я здесь писал ровно десять лет назад

    Убеждал маргинал экстремала Посреди новогоднего бала: Смело в бой мы пойдём И врагов победём. Тут ему и заткнули ебало.

  • Потный вал вдохновения

    Дрессировщика блох из Тулузы Задолбали в натуре французы*. Написал он в ЖЖ: Мы уже в полной ж, И рыдали в отчаяньи музы. ___ *Из набора "Сделай…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments