flying_bear (flying_bear) wrote,
flying_bear
flying_bear

Category:

Пятнистый окрас и хвост крючком

Оттуда же http://www.tuad.nsk.ru/~history/Author/Russ/L/LubarskijGJu/morfo/glava8.html

Стало уже общим местом говорить, что русская интеллигенция есть особенное явление, ничего подобного на Западе нет. Однако интеллигенция - это лишь одна из форм, которые принимает в современном социальном мире интеллектуальность. В англо-саксонском мире эта интеллектуальность полагается данной; там к интеллектуалам отнесут и коммерсанта, и художника, и киноартиста, и ученого, и менеджера. В результате произвольного выбора профессии человек англо-саксонс кого мира становится интеллектуалом; для этого не требуется никакого особого развития; каждый "с рождения" готов быть интеллектуалом и может им стать; так что можно сказать, что люди Запада рождаются с задатками интеллектуальности - теми задатками, которые для этого необходимы в окружающем их социуме.

В Средней Европе интеллектульность достигается образованием: тот, кто образован - интеллектуал. Здесь типом интеллектуала является ученый; образование, оформление личности приводит к ее интеллектуализации, то есть интеллектуалом нельзя родиться, но этому можно выучиться. В России это иначе: для интеллектуальности мало быть образованным; требуется еще что-то, что-то высшее, нечто большее, чем жизнь. Человек, который в своей жизни руководствуется этим высшим и большим, называется интеллигентом, и это звание уже освобождается от образовательного уровня. Врач, учитель, ученый, артист - не интеллигенты, если нет в них ничего, кроме профессиональных знаний. В России нельзя выучиться быть интеллигентом, как немыслимо им родиться. Интеллигентность становится чем-то вроде религиозного призвания, даром свыше; тот, кто слышит зов, - интеллигент, независимо от уровня образования и общественной полезности.

Поэтому и отношение интеллектуала с обществом столь различно: на крайнем Западе эти интеллектуалы полностью вчленены в жизнь общества, у них нечем этой жизни противоречить и потому они совсем домашние. В Средней Европе происходит социализация, одомашнивание интеллектуала; в процессе воспитания и образования интеллектуал объединяется с обществом, при этом он приобретает пятнистый окрас и хвост крючком. В России же процесс идет иначе: тот, чьи задачи исчерпываются нынешним общественным бытом, кто может спокойно уживаться с "жизнью, как она есть", - того интеллигентом не назовут. Интеллигент в России находится в оппозиции к обществу и к правительству, он борется с обществом и властью за нечто большее, чем то, что уже существует; он совсем дикий, этот российский интеллигент, и одомашнить его пока не удается. Еще дальше на востоке тот элемент, который в России выступает под именем "интеллигента", опять видоизменяется, он в еще большей степени становится "не от мира сего" и зовут его там то отшельником, то юродивым, то книжником. Интеллектуальность на Востоке срастается с религией, так же, как на Западе она срастается с техникой. Можно выразиться и иначе: то, что делают интеллектуалы на Западе, в большей мере связано с техникой; то, что они делают в Средней Европе, по большей части связано с наукой, а все то, что делает интеллигенция на Востоке, приобретает черты религии.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments