?
Записки Летучего/Летающего Медведя [entries|archive|friends|userinfo]
flying_bear

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Полюбите нас черненькими [Nov. 4th, 2007|11:19 am]
flying_bear
[Tags|]

Как только провозглашается "Человек по натуре добр" - жди резни.

Простейший силлогизм:

Человек по натуре добр.
А. не добр.
Следовательно, А. не человек.

Основная ошибка, конечно, в том, что для начала хорошим считаешь самого себя (что возможно только при полной неспособности к рефлексии).

"Я не заслужил комплимента, который мне делали, предполагая, что я много изучал нравственное и аскетическое богословие, а потом, словно спелый плод, как бы упала эта книга. Они забыли, что есть и другой, вполне надежный путь, искушения и соблазны можно изучить проще. «Явило сердце мне всю злобу зла», и в других сердцах я не нуждаюсь" (К.С.Льюис, Предисловие к "Баламуту").
linkReply

Comments:
[User Picture]From: ivanov_petrov
2007-11-04 11:25 am (UTC)
(обдумывая)

Человек по природе зол.
А. не зол.
Следовательно, А. - не человек.
Но резать не хочется.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: flying_bear
2007-11-04 11:32 am (UTC)
Вы очень добры к А.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: flying_bear
2007-11-04 11:41 am (UTC)
Если чуть более серьезно, Вы, конечно, понимаете: это про манихейство. Про бинарную логику. Как только мир начинает рассматриваться, как арена битвы Добра со Злом, неважно, какую сторону ты принял (никто же все равно свою сторону злой не признает). В этом смысле пелевинский стишок из "Чапаева" вполне уместен:

Сила ночи, сила дня -
Одинакова ##йня.

Писателю Л. для выражения этой нехитрой мысли понадобилось написать три толстых романа.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: kapahel
2007-11-04 12:11 pm (UTC)
Опередили! По-доброму ли это?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: flying_bear
2007-11-04 01:16 pm (UTC)

Вы совершенно правы

"Как раз, знаете, взял слово представитель одной восточной державы, адмирал Кусаки.
- Наша общая цель, - сказал он, - охрана китообразных от вымирания. Какие же средства есть у нас для достижения этой благородной цели? Вы все прекрасно знаете, господа, что единственным действенным средством является уничтожение китообразных, ибо с уничтожением их некому будет и вымирать. Теперь разберем случай, ставший предметом нашего обсуждения: капитан Врунгель, вопрос о котором стоит на повестке дня, как он сам признает, имел полную возможность уничтожить встреченного им кашалота. А что сделал этот жестокий человек? Он позорно отстранился от выполнения своего высокого долга и предоставил бедному животному вымирать сколько ему заблагорассудится! Можем ли мы закрыть глаза на такое преступление? Можем ли мы пройти мимо такого вопиющего факта? Нет, господа, мы не можем. Мы должны наказать преступника. Мы должны отобрать его судно и передать моим соотечественникам, которые честно выполняют задачи нашего комитета"
http://www.lib.ru/NEKRASOW_A/vrungel.txt
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: festive_evening
2007-11-04 12:06 pm (UTC)
http://festive-evening.livejournal.com/25092.html

Может, и пригодится... ну, а не пригодится, так, как говорится, наше дело предложить :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: flying_bear
2007-11-04 01:22 pm (UTC)
Так-то оно так... Но есть и другие мнения, причем, такие, которые верующему человеку игнорировать трудно. Иисус даже сказал как-то "Отец ваш дьявол". Да и Павел был весьма суров. Не говоря про Ветхий Завет. Иешуа у Булгакова, тот, таки да, говорил, что злых людей нет на свете. Евангелие от Воланда, как некоторые это называют.

Возможно, имелся в виду запрет осуждать? Призыв прежде всего считать свои грехи? Тогда это никак не противоречит написанному.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: freesurgut
2007-11-04 02:43 pm (UTC)

Люди считающие себя добрыми не способны к рефлексии
я добр.
Следовательно,я неспособен к рефлексии.

но зато я добр.
гы:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: raf_sh
2007-11-04 07:53 pm (UTC)
Что-то у вас с меньшей посылкой: должно быть "А. по природе не добр". Иначе это не силлогизм... А что мы, вообще-то, знаем о природе А.? :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: flying_bear
2007-11-04 08:23 pm (UTC)
Поправка:
А., в натуре, не добр.
Так хорошо?

> А что мы, вообще-то, знаем о природе А.?

Ну... видимо, что А. неисчерпаем, как электрон, а электрон, как А.том?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: raf_sh
2007-11-04 08:46 pm (UTC)
ну вы чо, в натуре, типа? А.этом? :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: mike_anderson
2007-11-05 09:41 am (UTC)
Бывает иначе.

Человек по натуре добр.
А. не добр, потому что не знает о первой посылке.
Следовательно нужно открыть ему глаза и он станет добрым.

Почти так же ужасно, как и резня.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: flying_bear
2007-11-05 01:25 pm (UTC)
Не, ну, все-таки, с насильно открытыми глазами жить легче, чем с распоротым брюхом. Хотя, согласен, тоже бывает неприятно.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: i_r_e_n_e
2007-11-05 07:40 pm (UTC)
Человек по натуре добр.
А. не добр.
Следовательно, А. не человек.
Основная ошибка, конечно, в том, что для начала хорошим считаешь самого себя

Основная ошибка в том, что не принимается во внимание спокобность человек быть каким-то вопреки своей собственной натуре. А не добр, но он человек. Просто не добр он вопреки своей собственной натуре.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: flying_bear
2007-11-05 07:44 pm (UTC)
Вещь в себе, натура в натуре... Понятно.
(Reply) (Parent) (Thread)