Top.Mail.Ru
? ?
Записки Летучего/Летающего Медведя [entries|archive|friends|userinfo]
flying_bear

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Труд дает свободу [Sep. 3rd, 2007|09:45 pm]
flying_bear
[Tags|]

(Спровоцировано рассказами http://alex-smirnov.livejournal.com/1524232.html http://alex-smirnov.livejournal.com/1524686.html)

В возрасте 15 лет я поступил в УрГУ и, как все первокурсники, отправился в колхоз под Красноуфимск. На картошку. Физики базировались в деревне Подгорная (историческое название - Подтитькино, от Титькиных гор, действительно на пару раскрывающих своими очертаниями тему сисек). Командиры/комиссары - старшекурсники (3-4 курс). Элита - грузчики (мы собираем картошку в мешки, они кидают мешки в машины): больше времени на отдых, лучше кормят. Ежедневная работа часов по 12 (когда стемнеет - при свете фар). Постоянно хочется жрать. В деревне есть магазин, но туда не выбраться. Как-то, помнится, для сбора картошки разбросали на поле мешки, в которых раньше хранился сахар. Вылизывали. Там принял решение никогда в жизни не курить (и так тошно, а у курящих ребят дополнительная проблема: где достать курево). Выполнил. В конце сентября пошел снег. Мы свое убрали и были посланы в другую деревню помогать филфаку. Светлое: на обратном пути в Свердловск в поезде познакомился с парнем, с которым дружу и вместе работаю уже 35 лет (назовем его Л.). Заработали за месяц рублей по 30 (командиры-комиссары, полагаю, больше). Потом ехал домой в Магнитогорск, в пропитанной грязью телогрейке и соответствующих сапогах. Там заболел (почки), мама не хотела пускать обратно в университет. Все равно поехал, конечно. Долгоиграющих последствий для здоровья, к счастью, не было.

После первого курса - трудовой семестр. Мне шестнадцать лет. Распределили на стройку, таскать носилки с цементом и прочее. Воспринял как должное. Возмутился мой друг Л. Пошел в комитет комсомола, заступился за малолетку. Меру наказания сменили на электроцех университета. Начальствовал там актер-любитель, бывший артист балета, выгнанный за пьянство. На стене в электроцехе - фотографии: он в роли епископа Кошона, в любительском спектакле по пьесе Ануя "Жаворонок" про Жанну д'Арк (ничего не перепутал?), и т.п.. Инструменты хранились в диване. И все такое. Было весело и неутомительно.

К сожалению, было сочтено, что двести рублей не могут спасти гиганта мысли месяц этакого раздолбайства недостаточен, чтобы доказать преданность делу построения коммунизма и победы мировой революции. В сентябре поехал в колхоз вторично, с первокурсниками, но в привилегированном положении истопника. Было хорошо, если не считать необходимость ежедневно вставать в пять часов. Было даже немного свободного времени. Добрался однажды до подтитькинского книжного магазина, купил книжку "Современная японская новелла". Читал у собственноручно растопленной печи. Вернулся в Свердловск к началу занятий. Был почти сразу послан в колхоз опять, вместе со всем вторым курсом - помогать первокурсникам (погода в тот год была особенно суровой, их вместе с картошкой совсем засыпало снегом). Поселились в одной избе с Л. Там уже жил первокурсник-грузчик. Спал, не снимая сапог (80% веса - почва) и прожженной телогрейки. Чистюля Л. в первый же вечер достал белоснежную простынку, разделся до плавок и обтерся перед сном тройным одеколоном. Грузчик посмотрел на нас безумными глазами и ушел жить в другое место. Одеколон, впрочем, на второй день забрал хозяин со словами: "Совсем охуели. Люди тройничком от простуды лечатся, а они его на рожу мажут". Кто-то из местных однажды ночью поставил капкан на тропинке, ведущей из деревни к студенческой столовой.

Третий раз посетил Подтитькино на пятом курсе - возникла у деканата безумная идея послать пятикурсников (!) помочь первокурсникам. После двух месяцев военных сборов. Мы были абсолютно неуправляемы. На поле, кажется, не появились ни разу. Было очень весело. От нас не знали, как избавиться. Уговаривали поодиночке - вернуться в Свердловск по состоянию здоровья. Моего приятеля-боксера уговорили и отправили домой с диагнозом "Обострение общей слабости". Большинство уезжать не хотело. Капканы на нас в тот год не ставили. Видимо, боялись.

Несколько лет спустя, в этом самом колхозе студенты чем-то сильно траванулись. На какое-то время поездки, кажется, прекратились. Потом все вернулось на круги своя.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: starshoj
2007-09-03 08:38 pm (UTC)
Из деревни с таким названием я бы не уехал.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: flying_bear
2007-09-03 08:44 pm (UTC)
Так мы только на пятом курсе узнали это название. И действительно уезжать не хотели. А то все - Подгорная, Подгорная... Председатель Президиума Верховного Совета СССР такой был, если кто помнит. Not sexy enough.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vadim_i_z
2007-09-03 08:41 pm (UTC)
Весело. У нас после стройотряда на картошку не посылали.
А после сборов мы сами хотели поехать - отдохнуть от дисциплины. И поехали. Весело было, надо и мне повспоминать. Один банкет с тостами за Эйнштейна и Ньютона чего стоит; хозяев перепугали.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: flying_bear
2007-09-03 08:43 pm (UTC)
Да нет, в основном, весело не было. Это мое нынешнее позитивное мироощущение пробивается сквозь асфальт.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: pussbigeyes
2007-09-03 09:16 pm (UTC)
А нас в октябре первого курса после ранних заморозков закинули в гагаузское село на уборку винограда, который в то время годился уже только на айсвайн, неведомый советскому ГОСТу. Гагаузы, по-моему, видели студентов впервые в жизни и бесплатно(!) поили нас молодым вином - чайниками - и кормили национальным блюдом "торшу" (квашенные болгарские перцы, фаршированные капустой) - ведрами. Спортивные штаны, оставленные сушиться на подоконнике, к утру замерзали и приводились в рабочее состояние путем разбивания их о тот же подоконник.

Там я узнал, что национальный напиток математиков - чай, а не кофе. Наш куратор с почетным именем Красарм привез с собой чемодан, заполненнный пополам чаем со слоном одесского развеса и болгарскими сигаретами Стюардесса. Постоянно чифирил на краю виноградника, отпаивая задубевающих питомцев.

.............................................................

Когда на четвертом курсе замдекана с гордостью объявил, что нас отстояли в министерстве и в колхоз не посылают, мы с моим другом, программирующем ныне на детройтщине, на неделю ушли в самоволку: уехали волонтерами помогать третьекурсникамцам убирать чтототам. Он в итоге на объекте помощи женился. Меня же наш десант негаданно привел к длинной цепочке локальных бифуркаций, возмутивших жизненную траекторию на добрых 25 лет. И только четыре года назад я счастливо вернулся в область притяжения сильного аттрактора, где и пребываю. Вот такая агродинамика.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: flying_bear
2007-09-03 09:17 pm (UTC)
Умеют же некоторые устраиваться.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: jlm_taurus
2007-09-03 10:07 pm (UTC)

Хлопок

В Средней Азии посылали на хлопок
http://community.livejournal.com/soviet_life/70493.html

Кстати, сразу Беттельгейм вспоминается.
Нам повезло, что времена были "мягкими"

Б.В. Раушенбах
"Какое впечатление на Вас и Ваших сотоварищей произвел сам факт: "Я за колючей проволокой..."?
Б.В Раушенбах.: Никакого. Привезли и сказали: "Занимайте, этот барак ваш!" Мы побежали в барак, стали устраиваться на нары. Кто вниз, кто вверх. Без всяких драк, дружно все устроились и зажили "нормальной" лагерной жизнью. "

..было много всякого, но мы относились к этому всегда с известным юмором. У нас никогда не было трагического настроения в семье, потому что у меня была твердая уверенность, полученная в результате жизненного опыта, что все к лучшему в этом лучшем из миров..."

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: flying_bear
2007-09-03 10:24 pm (UTC)

Re: Хлопок

Да, про хлопок знаю. У меня друг после университета (он астроном) попал в Узбекистан. Рассказывал. Картошка супротив хлопка все равно, что виноград супротив картошки. Даже хуже. Дефолианты и прочее.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: vladimirpotapov
2007-09-03 10:50 pm (UTC)
А я сначала долго уклонялся и косил, приятель Валера, давно уже почтенный профессор-офтальмолог, колол мне какую-то дрянь (пирогенал?), от которой температура поднималась до 39 градусов. И я тут же бежал в поликлинику продлевать больничный. К середине августа препарат закончился и пришлось все же поехать в совхоз. Там я один день помогал стране запасать перец на случай лихой годины, но мне это не понравилось. Во поле, как справедливо поется в народной песне, пыльно. Тогда я из подручных студентов организовал бригаду грузчиков и путем интриг трудоустроился на консервный завод. Там было много теплого яблочного сока, арбузов (на которых мы умудрялись спать) и портвейна. Мы его покупали на выдаваемые ежевечерне деньги.
Шло время. Незаметно наступила осень. Лужицы затянуло ледком. Было холодно, все чаще хотелось есть. А посылаемые в магазин товарищи упорно приносили портвейн, черный хлеб и шпик венгерский. Переубедить их было невозможно. С тех пор я невзлюбил дешевый алкоголь и никогда его больше не пил.
Нечего и вспомнить.
А, там я ухаживал за хорошенькой второкурсницей-геологиней. Рыжей, как герцогини на английских портретах. Она сыпала прибаутками, лихо откусывала фильтр у сигарет, а гидролизный спирт называла "гидрашкой". Мы отправились на романтический пикник в пустой теплице. Я расстарался и достал все необходимое для незабываемого рандеву – пачку "Стюардессы", флакон спирта, украденные из столовой стаканы. Усевшись на затянутой пленкой полу, геологиня уверенно говорила, что лучше не разводить, а запивать. Я с уважением взглянул на нее. А с виду – вся такая воздушная, кудряшки... Она хватила спирта, в ту же секунду из глаз у нее брызнули слезы и она принялась умирать. Пришлось экстренно тащить ее в расположение коллектива, скользя сапогами по грязи и уговаривая не реветь.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: flying_bear
2007-09-03 10:54 pm (UTC)
Да, романтика, ытыть твою...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: ivanov_petrov
2007-09-04 03:34 am (UTC)
У меня картошка была... Грязь по бедра, дождь, холод, водка, любовь... Не, плохих воспоминаний нет - только всякие хохмы помню
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: flying_bear
2007-09-04 08:28 am (UTC)
Водки и любви нам тогда недодали, к сожалению. На первых двух курсах. На пятом - конечно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zavva
2007-09-04 04:53 am (UTC)
Наш студотряд назывался "Хлебороб". Мы работали комбайнерами в целинных совхозах области.
Помнится, в одном из поселков, непосредственно перед прибытием группы наших, зафиксировали вспышку сифилиса. И название поселка было очень правильное: Кочердык.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: flying_bear
2007-09-04 08:27 am (UTC)

Советское хокку

Хлебороб.
Кочердык.
Сифилис.

(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: abybr
2007-09-04 06:04 am (UTC)
Потянуло народ на воспоминания... золотые семидесятые...
Наша 2-я картошка в 1973 (как сейчас помню - Альенде тогда свергли в Чили, и я приспустил флаг на лагерном флагштоке), так вот, завершилась она тем, что в исторической перспективе можно назвать студенческими беспорядками. Это когда в конце сентября объявили нам, что надо бы ещё задержаться на глинистых картофельных полях на пару неделек. Под моросящим дождиком.
Нород хмуро выслушал, а ночью стихийно собрался и свалил в Москву.
Всем потом навесили по выговору с занесением (с учётом особо тяжких последствий - БиБиСи сообщило о сем факте всему советскому народу).
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: flying_bear
2007-09-04 08:26 am (UTC)
Не, нас бы за это всех... я вообще не знаю что... Распустили московских студентов, распустили. Выговор!!! Ха!
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: fdo_eq
2007-09-04 06:38 am (UTC)
Здравствуйте

На ту же тему: http://fdo-eq.livejournal.com/29054.html (фото) Правда, это Александровское (я не физик), но общее состояние противника, конечно, одно и то же
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: flying_bear
2007-09-04 08:25 am (UTC)
Здравствуйте. Александровское... Математики, стало быть? Помню, помню. Вам село богатое досталось, зажиточное, по сравнени. с Подгорной. И фельдшер там сидел. Если ничего не путаю.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: adolfych
2007-09-04 06:59 am (UTC)
колхоз отстой, стройотряд рулез

Западная Сибирь, Сургут, Нижневартовск.

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: flying_bear
2007-09-04 08:24 am (UTC)
Это да. Но я тогда был недостаточно могуч и велик для таких подвигов. В таком возрасте два года разницы - это много.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: petrazmus
2007-09-04 08:44 am (UTC)

Я другой такой страны не знаю.

Читая такое мне кажется, что я жил в иной стране. И мои друзья - из других технических вузов обоих столиц жили тоже в другой стране.
"Картошка" - один раз, строго 4 недели в сентябре, перед вторым курсом(привезенный мешок "отборной" кормил некоторое время всю комнату). И более никогда "картошки" не было. "Строяк" - обязателен один раз после второго курса. Заработок, а базировались в Казахстане, до 900 рублей за два месяца. За такие деньги отбоя не было от желающих поехать. И был я всего на год старше Вас.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: flying_bear
2007-09-04 11:02 am (UTC)

Re: Я другой такой страны не знаю.

Что скажешь. Природа велика и обширна, и всякие диковины в ней происходят.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mike_anderson
2007-09-04 11:58 am (UTC)
А у нашего поколения колхоза уже не было. Зато в середине славных 90-х приходилось постоянно где-то подрабатывать, чтобы было чего пожрать - сторожем, продавцом с лотка, рабочим на стройке, сборщиком подписей. Много было и неприятного, и забавного. Но читая этот Ваш пост, поймал себя на мысли, что восприятие всех этих вещей у меня сейчас похожее. Наверное, дело все же не в экономическом строе в стране.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: flying_bear
2007-09-04 12:46 pm (UTC)
О... про начало девяностых надо будет тоже написать. Сторожем, правда, не работал, но в сотне мест... Пожалуй, про лекции "Современная естественнонаучная картина мира" в Гуманитарном университете... В чем-то даже и почище колхоза. ОК, при случае, напишу.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: slonoinquisitor
2007-09-04 01:49 pm (UTC)
Да, после таких рассказов чувствуешь себя обделенным. Хотя и не вполне понимаешь, чем.:) МФТИ перестал посылать студентов на картошку ровно в год моего поступления. А у меня уже и телогрейка была приготовлена, в клеточку. Потерянное поколение. Тогда же, в 93м, на пенсию ушел "последний из могикан" физтеха, Гога Борачинский. Не знаю, в этой ли связи.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: flying_bear
2007-09-04 02:14 pm (UTC)
Гога Борачинский... Мой одноклассник, учившийся в МФТИ в 70-х, часто упоминал этого человека. Персонаж полупохабных студенческих анекдотов, если не путаю. Но почти ничего конкретного не помню.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: oldhorse1
2007-09-05 11:45 am (UTC)

помню колхоз

Помню Подгорное... 1983 ... мне 16... вязала мешки.. пригрелась на солнышке и уснула... а тут трактор подкатил.. выскакивает журналюга Хахин и орет: что сачкуешь! как фамилия! наряд вне очереди! Потупив глаза скромно отвечаю: "Сачкова я из 9 бригады". Весь колхоз ржал. Так 5 лет и дразнили... Сачкова не сачкуй!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: sexstant
2007-09-05 10:07 pm (UTC)
"Несколько лет спустя, в этом самом колхозе студенты чем-то сильно траванулись. На какое-то время поездки, кажется, прекратились. Потом все вернулось на круги своя"

Было это в 1977 году. После первого курса направили нас в эту деревню. Но собирали мы почему то лук. И почти сразу началась эта странная эпидимея. Студентов группами - по 5 -10 человек отправляли домой. Я продержался дней 5.
Потом на волне перестройки кто то в УрГУ попытался рассекретить это, но ничего не получилось. Думаю, что это было последствие какого облучения, или попадания в воду радиоактивных удобрений. Болели ноги. Нам говорили, что мол вы городские и изнеженные. Но болели они очень странно. Мышцы ног находильс все время в напряженном состоянии - икры ног были схвачены постоянной судорогой. Ноги не сгибались, все ходили как цыркули. Потом, когда я уехал домой, только через 2 недели стало можно нормально ходить. А так я не мог даже в трамвай войти!

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: flying_bear
2007-09-06 06:55 am (UTC)
Да, я знаю. Я, правда, думал, дело в каких-то ядохимикатах. Ну, хрен редьки не слаще.
(Reply) (Parent) (Thread)