http://mike67.livejournal.com/138760.html
http://mike67.livejournal.com/138438.html?thread=5364422#t5364422
http://aptsvet.livejournal.com/218643.html
http://flying-bear.livejournal.com/388747.html
http://flying-bear.livejournal.com/300552.html
Одна из кардинальных проблем науки - возникновение сложного. Ключевой момент - это определение содержательной (т.е., истинной) сложности, в отличие от сложности хаотического паттерна (см. дискуссию по последней ссылке). По-видимому, содержательную сложность нельзя определить, не ссылаясь на наличие какого-то эталона. Так решается, что относится к науке, а что нет - на основе критерия конгруэнтности научного знания (см., напр., http://lit.lib.ru/i/irhin_w_j/istina.shtml). Новое должно "прилепляться" к старому, в соответствии с боровским принципом соответствия (новая теория должна согласовываться со старой в некоторой области - в пределах применимости старой теории). В целом, это обеспечивает достаточно бурное развитие (некоторые считают, чересчур бурное). Важно, однако, что это развитие должно быть в достаточной мере плавным и непрерывным (хотя, возможно, быстрым). Кстати, очень плохо отношусь ко всякой куновщине и всяким идеям о "научных революциях". Насколько мне известно, это - философия науки для философов науки, игнорируемая или отвергаемая (в силу явной несуразности) самими научными работниками.
Так вот, в искусстве и литературе - то же самое (я сильно подозреваю, во всех сложных развивающихся системах - то же самое, других механизмов формирования содержательной сложности, может быть, вообще не существует). Новое опирается на традицию и встраивается в некую иерархию. Разумеется, в результате сама иерархия изменяется со временем. Шекспир использовал сюжеты предшественников, но он сделал лучше, и теперь в культуре ориентация должна быть уже на Шекспира, а не на его предшественников. Идея принципиального равноправия любых текстов основана на неразличении хаотической сложности и содержательной. Хаотическая сложность растет в мире сама по себе, в силу второго начала термодинамики. Задача человечества - способствовать росту содержательной сложности во Вселенной. Релятивисты и постмодернисты работают на тепловую смерть Вселенной.