Comments: |
У Аверинцева былъ интересный пассажъ о статусѣ физіогномики - по-моему, въ "Судьбахъ античнаго раціонализма". Помните?
К сожалению, "Судьбы античного рационализма" не читал. А что он писал про физиогномику?
Ловил себя на мысли -- раздражает, что сходство лиц обычно не говорит ничего.
А меня, наоборот, раздражает, что говорит очень много (чисто эмпирически), но объяснить это не могу.
Мм. Пример: глаз влюбенного, не прерываясь, ищет в толпе тот самый абрис. Однако, найдя похожий, не достигает ничего. Тут методы приближений не работают, функция разрывна.
Про феноменологию вообще: вы никогда не пробовали заниматься астрологией? У меня друзья увлекаются, они показывали мне кое-какие штуки. Например, как выглядят мои отношения с разными людьми (работниками искусства) с астрологической точки зрения. Типа, почему я Тарковского не люблю. Результат меня сильно впечатлил.
В "Уставах" есть немного. Непричинные корреляции (синхронистичность)... По-видимому, следствие того, что все на свете (на конечном отрезке) раскладывается в ряд Фурье, а движения небесных тел задают, естественным образом, периодичность. Есть, видимо, разнообразные внутренние ритмы, и у человека, и у общества в целом. Очень невнятно, конечно, но как-то так.
Ну да. Мне кажется, что, занимаясь подобной деятельностью, лучше ограничиться чистой феноменологией и уж точно отказаться от сциентистских претензий на вскрытие каузальных связей. В конце концов, есть много приятных вещей, которые не являются наукой и не дают понимания. Катание на велосипеде. Я приветствую мракобесие (с разными понятными оговорками), оно может работать как способ описания мира (или коммуникации) не хуже, скажем, чем разделенное с кем-то знание некоторого корпуса поэтических текстов. Или какого-нибудь юнгианского синхронизма (про него, если я не обманываюсь, в "Уставах" тоже было).
Синхронизм (синхронистичность) - это, конечно, всего лишь слово. Но слово полезное, потому что фиксирует, что корреляции и причинно-следственные связи - не одно и то же. Да, в "Уставах" про это много. Сейчас я к Юнгу отношусь более сдержанно, чем в период, когда писались "Уставы", но разница не сверхрадикальна. Т.е. язык, им предложенный - хороший и удобный, можно пользоваться.
Про полезность феноменологии и ненужность причинно-следственного анализа - вспоминается короткий армейский опыт: во время сборов, уже офицером, дежурил по батальону. Мне звонят, вопрошают в энергичных выражениях, почему до сих пор не расчищен мемориал. Я в сходных выражениях озадачиваю сержанта. Больше не звонят. Вывод: проблема решена. И нужды нет, что я никогда не знал (и сейчас не знаю), что это за мемориал, где он находится, и от чего именно его нужно было расчистить - от снега, от трупов, от песка, от напАдавшей саранчи, и т.п.
::...всего лишь слово. Но слово полезное... Я об этом и говорю. Если придуман язык, которым иногда удобно пользоваться, -- это достижение.
Да. В науке тоже, разумеется.
Насчет влюбленного... Конечно, любимый человек всегда уникален, но все мои "увлечения" (разной степени глубины), начиная с детского садика, что-то общее во внешности имели.
Но это лишь естественно. Петя любит пышные глаза, Вася -- нервные скулы. Было бы странно, если бы ничего общего не нашлось (это вообще как?). Есть и содержательный аргумент: наверное, возможно найти человеческую особь с внешностью из той же области простанства параметров, которая оставит вас равнодушным. Если честно, я понимаю, что вы говорите. Мы с товарищем ( kobak) придумали однажды "голографический принцип науки о прекрасном поле". Называлось это в честь Мальдасены CFT/AdS, но расшифровка отличалась.
> Если честно, я понимаю, что вы говорите.
Надеюсь на это, т.к. уточнить все равно не смогу. Тут действуют, в лучшем случае, "тенденции". И уж, конечно, к каждому утверждению найдется контрпример.
Про тенденции - вспомнил анекдот, который слышал от одного преподавателя марксизма-ленинизма, в свое время. Человек идет по улице, ему на голову падает кирпич, но он остается жив. Что это? Факт. Если это повторилось дважды - что это? Совпадение. Если трижды? Тенденция. Если четырежды? Добрая традиция.
Выискивать закономерности там, где их нет - одно из наимболее неприятных свойстьв человеческой психики. | |