"Захватив Карфаген, римляне истребили мужчин, продали в рабство женщин и детей, разрушили громадные сооружения, раздробили камни, сожгли развалины, усыпали солью землю, чтобы ничто более не произрастало на том месте. Для Калькутты этого недостаточно. Калькутта должна быть стерта. До Калькутты я участвовал в маршах мира против ядерного оружия. Теперь я грежу о ядерном грибе, поднимающемся над неким городом. Я вижу дома, превращающиеся в озера расплавленного стекла. Я вижу улицы, текущие реками лавы, и настоящие реки, выкипающие громадными сгустками пара. Я вижу фигуры людей, вытанцовывающих как горящие насекомые, как вихляющие богомолы, дергающихся и лопающихся на ослепительно красном фоне полного разрушения. Город этот – Калькутта. Не могу сказать, чтобы мне были неприятны эти видения. Есть места, слишком исполненные зла, чтобы позволить им существовать".
Что в дилогии.
Эпизоды борьбы между Глобальным Халифатом и Всемирным Ханством в "Олимпе"... Подводная лодка "Меч Аллаха", больше семисот боеголовок с субкритическими черными дырами для уничтожения Земли (которое не состоялось лишь по независящим от экипажа обстоятельствам) - так не доставайся же ты никому ... вирус, выведенный в лабораториях халифата специально для окончательного решения еврейского вопроса - и, по иронии судьбы (с легким паром!) уничтоживший почти всех, кроме евреев (97% населения Земли), что привело к полуторатысячелетнему перерыву в развитии человечества...
Post-humans, утратившие всякую человечность, и боевые (а также рабочие) роботы с лун Юпитера и пояса астероидов, эту человечность сохранившие. Поголовно неграмотное человеческое население Земли и роботы, изучающие сонеты Шекспира, творчество Джойса и Пруста. В финале - один из них рассказывает человеческим детям "Гильгамеша" и "Илиаду". Ср. с коварными ИскИнами в тетралогии о Гиперионе.
Поразительная (и очень органичная) смесь "научной фантастики" (терминология из теории суперструн, квантовой информатики и т.п., причем примененная не очевидно нелепым образом), гомеровской "Илиады", шекспировской "Бури". А также - аллюзии на набоковскую "Аду", Вергилий, Блейк, Броунинг... Даже Солженицын. В общем-то, продолжение "Гипериона", в этом смысле (Шекспир вместо Киттса). На фоне российских фантастовЪ (ТМ), знакомых с мировой культурой в основном по компьютерным играм...
Красивый, сложный, захватывающе богатый мир.
Книги, которые вернули мне на какое-то время радость чтения. Боюсь, правда, мой английский недостаточно хорош для смакования нюансов... Но всё равно.