Как всегда - это не систематический «трактат на заданную тему», а то, что я бы написал в (нескольких) комментах у И-П сколько-то там лет назад, когда трава была зеленее, и даже у наипопулярнейших блогеров еще можно было разговаривать.
1. Авторитеты нужны. Люди типа персонажа аксеновской «Победы» («подумаешь, гроссмейстеры - блатмейстеры, договариваются там на своих чемпионатах») вполне отвратительны. Тут можно еще цитировать пушкинское «и мерзок, не как вы», и много чего. Нормальный человек должен испытывать восхищение, наблюдая взлеты человеческого духа. Кто к этому неспособен, тот скотина (на староЖЖшном - жЫвотное).
2. Конечно, те, чье величие признаешь, и те, кто важен для тебя лично - это разные списки. Я вполне понимаю, чем велик Гете, но мне лично как-то... ну, велик, и велик. Приятного ему величия. А вот к Гейне у меня острый интерес, он для меня крайне важен; я отнюдь не считаю, что он более велик, чем Гете (и сам Гейне так не считал), просто «мое» и «не мое». Гегель меня интересует намного больше, чем Кант, а Спиноза - чем Декарт, хотя кто из них сильнее играл на рояле (или чем они там занимались... память ни к черту) - фиг знает.
3. Особое отношение к классикам собственной науки (теоретической физики). Прежде всего, я их, тупо, читал. Не всех, но многих. И о них читал. Не все, но многое. При этом, и их научные ошибки, и их человеческие недостатки понятны, известны, и говорить на черное - белое не надо. Что было, то было. Надо знать, а не выдумывать. То есть - не творить себе кумира, но и восхищаться деяниями Духа (Который дышит, где хочет - что, конечно, не означает - где попало), явленными нам через этих людей.
4. В какой-то момент, отношение к науке типа «то ведают бояре» (мы люди маленькие, а природа эволюции, интерпретация квантовой механики и т.п. - дело корифеев со справками, заткнись и вычисляй, и так далее) внезапно проходит. Начинаешь понимать, что работать можно со всем, и никакой дядя не придет и не расскажет, как правильно. Вот как разберешься, так и будет правильно. Это очень, очень классно. Фазовый переход.
5. Но большая беда, если он произойдет преждевременно. Двадцатилетний Паули мог выступать с заявлениями типа «Знаете, то, что нам сказал господин Эйнштейн, не так уж глупо», ну так, это же Паули. Понимать надо.
6. Приведенный И-П список самых авторитетных философов Рунета (Платон, Хайдеггер, Лосев) весьма примечателен. Ни у одного из этих мыслителей (очень разного уровня, конечно, мыслителей - мягко говоря) почтение к свободе и к достоинству человека в его (возможном) противостоянии с социумом и с государством не было сильной стороной. Очень, очень мягко говоря. Ну так, блин, и не жалуйтесь. Бачили очи...