О преподавании (по следам одного подзамочного обсуждения)
Преподавать коллективам и преподавать (буквально: передавать знания и умения) один на один - это совсем разные умения. Некоторые (в том числе, и великие) люди очень сильны в одном и слабы в другом. Например, Фейнман считается великим преподавателем физики - и действительно, его лекции и книги - шедевр, в том числе, и педагогического мастерства. А вот учеников у него, кажется, не было - не то что сопоставимого с ним уровня, но и просто, хоть сколько-нибудь заметных и известных (речь именно об учениках, а не просто о соавторах в одной-двух работах). Бор, наоборот, создал великую школу, а лектор был отвратительный. У Ландау было много (!) выдающихся, по любым меркам, учеников, а как университетский преподаватель он, говорят, был так себе. И так далее, и тому подобное. Воспитание и образование ученика (в единственном числе) и учеников (во множественном числе) имеют мало общего.
То же самое относится к "элитарному" и "массовому" образованию. Люди, способные прекрасно работать со специально отобранными и подготовленными группами, часто беспомощны в массовой аудитории - и наоборот, прекрасные лекторы для потоков, любимцы студентов, зачастую весьма поверхностны, и мало-мальски думающему студенту поживиться там нечем.
То же самое относится к "элитарному" и "массовому" образованию. Люди, способные прекрасно работать со специально отобранными и подготовленными группами, часто беспомощны в массовой аудитории - и наоборот, прекрасные лекторы для потоков, любимцы студентов, зачастую весьма поверхностны, и мало-мальски думающему студенту поживиться там нечем.