Comments: |
Недалеко от нас, в Рамсгейте был (или еще есть) русский ресторан, мы туда как-то пошли и поняли, что это был первый и последний раз. В Лондоне вроде есть такие, но желания туда идти нет.
В Лондоне наш любимый ресторан - французский (так он себя позиционирует). Около Рассел сквер. Там персонал говорит по-русски, а, кроме лягушачьих лапок и лукового супа, дают котлету по-киевски.
Зато русских магазинов в Европе порядочно. В Бонне стоит несколько "русских" заведений рядом - но ресторана среди них, вроде бы, нет.
Даже у нас в нашей деревне есть. Позиционирует себя как магазин русско-персидско-турецко-греческой кухни, а владеют им армяне, почти не говорящие по-русски. А русскую еду для этих магазинов делают в Германии. Раньше было вкусно, теперь нет (то ли поставщиков сменили, то ли, те, что были, испортились). (Deleted comment)
В нашем поколении родители не любили об этом говорить. Хотя было про что. Папа и мамина сестра воевали, дедушка (папин папа) и бабушка (мамина мама) сидели. При этом, про дедушку в семье всегда говорили совершенно открыто, он был резкий человек, сам отказался от реабилитации, а бабушка смертельно боялась, как бы ее горячо любимый внук (то есть, я) не подумал, что она и правда преступница, так что, про нее узнал только после ее смерти. Курила непрерывно дешевые папиросы, "Север", ну, я, конечно, не задумывался, думал, все бабушки так делают.
Про рестораны и их тематическую направленность: Когда-то вычитал из интервью владельца сети минских ресторанов- "Вы можете мечтать о японском ресторане, и открыть японский ресторан, но если вы не хотите обанкротиться, то первыми пунктами вашего меню будут бургеры, пицца и кальян". Про раннесоветское время- Все мои дедушки-бабушки молчали накрепко. Я уже потом, после их смерти узнал, что у моего дедушки (по отцу) был отец расстрелян в 30-е, мать умерла от голода. Сам он об этом не говорил ничего, ни слова. Я узнавал об этом от своего отца, а он- от дальних родственников, причём в довольно различных вариациях от разных людей. Никакой итоговой "истины" из этих вариаций не вырисовывается.
Но про позднесоветское время еще пока есть кому рассказать. И оно не было таким трагичным, как раннесоветское, причин молчать особенно ни у кого нет. Впечатление, что это никому не интересно, у всех в голове уже свои готовые картинки, где все лишнее убрано.
Только это не мифы, это более сложное и одновременно врЕменное, несерьёзное явление. ВидЕние, что ли. А зачем такое видЕние материализовать-то? Это же ощущение, отношение, смутная память. Его не съешь и не потрогаешь. И, соответственно, то, что можно потрогать и съесть, не имеет к нему отношения.
Edited at 2016-09-18 11:56 am (UTC)
про позднсоветское время ничего плохого сказать не могу. Даже у брежневской стагнации, протянутой во времени прямо в горбачевскую сумятицу и невнятицу были свои отверстия в реальный мир. Не могу пожаловаться на детство. Именно тогда узнала о своей репрессированной белорусско-крестьянской ветви и о еврейской линии, в основном, в контексте эмиграционно-волнового исхода. Но именно тогда вышли на свет слишком многочисленные имена бабушкиных и дедушкиных евреев с маминой стороны, погибших в гетто и Бабьем Яру.
что касается сегодняшних мифов, воссозданных вспять, то это очень наивно, но далеко не всегда смешно. Вдруг вспомнился Храм ХС, построенный на месте бывшего открытого бассейна Москва. И слова С.С.Аверинцева о том, что самое тупое варварство - это воссоздание по-белому разрушенного. Слишком мозаичным и не в лучшем смысле слова концептуальным стало сегодняшнее время.
Конечно, не смешно. Я и говорю - лучше бы ограничились кулинарией. Хотя, и тут важно не переусердствовать. У всего нашего поколения, наверно, на всю жизнь всякие гастриты-холециститы после тамошних столовых.
Чтение истории избирательно. Это как с литературой -- школьник видит в Островском одно, а взрослые -- совсем другое. Историю у нас почему-то учат в школе, а по-хорошему надо лет с 40, как с Торой. Вот я читал про дефицит, мне рассказывали -- ну и я думал, фигня какая. Не страшно. А сейчас проездом несколько дней на Кубе, и вид пустых полок в магазине, когда есть мороженное, хлеб, один сорт пива, и больше ничего наводит на очень странные размышления. И вовсе не радостно. Очень хорошо в России живут, по сравнению с коммунизмом на Кубе.
То есть читать историю России после многих путешествий и взрослым, это совсем не то же, что в 15 лет. Так и получается, что история в школе -- инструмент идеологической обработки, некое среднее представление о патриотизме, прививаемое всем.
Edited at 2016-09-18 02:16 pm (UTC)
В Ельцин-центре в Екатеринбурге (интересно сделанный музей) есть такой экспонат как советский продуктовый прилавок (трехлитровые банки с березовым соком и консервы - морская капуста, больше ничего). Но, конечно, кто захочет увидеть в этом подлую демократическую пропаганду и сплошной обман, тот именно это и увидит. Я-то помню. Помню, в то время, когда заканчивал университет, единственной закусью к водке были зеленые оливки в больших стеклянных банках, больше ничего. У меня этот вкус настолько прочно связался с похмельными страданиями (тут ведь упоминали выше сплошной алкоголизм? Ну и я не был исключением), что я лет двадцать оливки не то что есть - видеть не мог. Потом отпустило.
Но, конечно, кто захочет увидеть и в этих моих воспоминаниях подлую демократическую пропаганду и сплошной обман, тот именно это и увидит.
Тут еще вопрос: насколько мы сами помним прошлое? Я с этим столкнулась, когда в августе 2011 решила зафиксировать свои впечатления о 1991. Скажем, детей я помнила в возрасте существенно более юном, чем они были. Воспоминание "без конца переключали каналы телевизора" тоже фэйковое, их тогда было если не 4, то 5, чего там без конца переключать-то? Ощущение именно то: постоянно (ну, раз четверть-полчаса, наверное) подходили к телевизору и щелкали тумблером, оно и запомнилось, но не только "мОлодеж и пОдростки", но и я сама иногда невольно вижу себя с пультом... Очень часто я хочу сказать: "в такие-то годы было так-то", потом спохватываюсь: "ах, нет, это же было когда ***!", то есть на столько-то лет раньше\позже"
Помним, наверно, какие-то ключевые моменты. Причем, иногда понятно, почему они ключевые, а иногда, вроде, ничего особенного - но врезалось на всю жизнь. А многое, конечно, забылось. Иногда даже в ЖЖ (не так давно я его и веду) наткнешься на старую запись - совершенно не помнишь, что это писал.
Russian Tea Room так и есть, и там все те же подстаканники и чай с рафинадом.
Мне многие говорили похожее: что родители и дедушки-бабушки не говорили о прошлом. Со мной говорили и помногу. Они зачастую смеялись моим наивным вопросам; наверно, это неизбежно.
Единственное, что они наотрез отказывались обсуждать была война. Я думал тогда по глупости, что меня, оберегая, не хотят "травмировать" тяжелыми рассказами; когда я подрасту, мне, наконец, расскажут. Но мне так и не рассказали; только канву. Уже от нее волосы дыбом вставали. Мне не говорили, что я чего-то не пойму. Сам вырезанный контур (особенно учитывая из чего его вырезали) был красноречивее всех рассказов.
Возможно, если бы папа дожил до пока я повзрослею, он бы мне рассказал про войну. Мама про жизнь в эвакуации рассказывала, и это было очень страшно. Про войну мне потом рассказывали другие люди, и это было еще страшнее.
Мои воспоминания после института (я окончил в 76) и был распределен в п/я - нищета, жена как молодой врач получает 110,я 110 и маленький ребенок, работал еще переводчиком в ВИНИТИ и вечерами разносил почту,чтобы как-то выжить. Постоянные командировки на заводы, где технология на кровне 19 века, после еоторых еще остаешься должен бухгалтерри, потому как выжить на тогдашние суточные неаозможно, командировки в таеие места как Чапаевск, Дзержинск, Стерлитамак и Усолье-Сибирскоеи Сумгаит. Командировка в Калуш и Ивано- Франковск на этом фоне - счастье, там хоть кормят прилично. Одежду после командировок можно только выбросить, вся пропитана не самыми лучшими запахами, обувь разваливается от рамтворителей, а спецодежды, даже паршивой на заводе не дают, вы "наука" Сожженные бронхи и частично легкие после одной крупной аварии, когда прорвался главный коллектор хлора и противогаз не помог. Защитился в 81 и получал аж 160. Осень - пропащее время, сплошные овощные базы и колхозы, работать невозможно. Повезло, когда удалось договориться в издательстве "Мир" о переводе монографии и получил приличный гонорар, который совпал с вознаграждением за авторское свидетельство, в которое напихали кроме меня еще 19 (!) человек. В 90-е начал публиковаться за рубежом и сразу же ролучил предложение крупного еонтракта от большрй амеоиканской химической комппнии, что позволило получить финансовую самостоятельность, которую с тех пор уже не терял. В начале 90х же и докторскую защитил.
Edited at 2016-09-18 04:06 pm (UTC)
Овощные базы и колхозы, это да. Сразу после окончания университета я практически добровольно ушел на всю осень на военные сборы (они в военкомате призвали слишком много народу и отпускали всех, кто не рвался сам), потому что трезво прикинул альтернативу и рассудил, что это интереснее, чем ордена Ленина совхоз "Храмцовский". Попав туда на следующий год, я только порадовался мудрому выбору.
Защитился я тоже в 1981 (точнее, в конце 1980, корочки получил в 1981) и зарплата моя стала аж. 170. И как раз стал семейным человеком. Выручило, что С.В. привлек меня к дописыванию учебника по твердому телу ("дописывать" там нужно было процентов 70), его издали в конце 1983, и мы с ним получили сумасшедшие (для меня) деньги, по 1700 р. На рыло. Новыми. Тогда мы смогли купить книжные полки, письменный стол и еще какую-то мебель.
Командировки у меня были, правда, хорошие. "В Москву, в Москву...". Откуда можно было, отстояв в очередях, привезти домой какую-нибудь жратву. Химией, слава Богу, не травили, а про облучение - кто его знает. Что не видно глазу, то не вредно для желудка.
Я тоже какое-то время назад столкнулся с советской мифологией. И тоже пожалел, что с отцом обсуждал его прошлое (очень богатое) так фрагментарно. От него остались записки, но очень мало. По этой причине завел у себя в журнале тэг "краеведческий музей", где и пытаюсь зафиксировать что-то из моих первых рук. Вот этого уж точно у меня никто не отнимет. Пусть дети читают, потом будут внукам рассказывать, как прадедушка жил при социализме.
Насчет того, что история учит плохому, позволю себе не согласиться. Будь история последовательным собранием плохих примеров, они тоже могли бы служить добру. Знать, как не надо - уже очень много. По-моему, в этом смысле с историей все гораздо хуже: история - собрание произвольных и неполных примеров; разнообразие же их и сложности взаимосвязи таковы, что можно заранее ручаться, что найдется подтверждение любой вообразимой точке зрения, а также почва для возникновения многих, до того невообразимых. Даже знать, что это "tale told by an idiot, full of sound and fury, signifying nothing" - и то было бы лучше с дидактической точки зрения. Так что да, история не учит, тем и интересна.
![[User Picture]](https://l-userpic.livejournal.com/116243443/21331) | From: livejournal 2016-09-19 07:17 am (UTC)
Беседа на ресторанные темы... | (Link)
|
| |