flying_bear (flying_bear) wrote,
flying_bear
flying_bear

Categories:

Намерения и поступки

Когда я спорил с некоторыми из моих хороших друзей - атеистов, одним из камней преткновения был всегда вопрос о намерениях и поступках. Каким образом раскаяние может "помочь" убийце? Ведь его жертвы не воскреснут? Почему человек, совершивший убийство (скажем, "не ведая, что творит", или раскаявшись впоследствии) может спастись, а человек, всего-навсего сказавший пару презрительных фраз, обрекает себя (иногда) на вечное проклятие? Несправедливо, непонятно, чудовищно.

Здесь очень много уровней, вплоть до рассуждений о том, может ли Бог сделать бывшее небывшим, о природе времени, о необратимости, о природе душевного и духовного, и т.д. Но вот один, сравнительно простой, поворот темы. На самом деле как раз в этом и проявляется Божественное милосердие (не справедливость! По слову Исаака Сирина, если бы Он был справедлив, мы горели бы в аду).

К несчастью, я не могу про себя сказать, что ни разу в жизни не убил ни кошки, ни собаки. Собаку как раз однажды убил, своего собственного и любимого пса. Ну, обычная история: он стал старый, больной, и т.п. "Пришлось усыпить". Технически говоря, его убил ветеринар, но решение было моё. Тут всё понятно. Цепочка очень короткая, и я не снимаю с себя моральной ответственности (но и не считаю грехом и "не раскаиваюсь"). Это - собака. И "из милосердия" (очень мучился). Будь я еще глупее, чем я есть, я бы и этой короткой цепочки (я - ветеринар) увидеть не смог бы. Не убивал собаку - и всё.

Ну, а если бы я был _умнее_, чем я есть? Если бы я был способен видеть дальше и глубже? Вот я что-то сказал, или написал, кто-то прочёл или услышал, задумался над этим... Задумался, переходя дорогу. И попал под автобус. Моя вина или нет? Судя "по поступкам", ответ может быть один: не знаю. Всё настолько переплетено + нам не дано предугадать + отсутствие любой достоверной информации о внутреннем мире других людей... Возможно, если бы не эти мои слова, человек был бы жив. А возможно, и нет. Неизвестно. За пределами человеческих возможностей. Судя же по намерениям, ответ один: не было намерения; не было злобы; не было ненависти; не было желания причинить вред этому (или другому) человеку - вины нет.

Чем больше наши внешние и, особенно, внутренние возможности, тем выше ответственность. Мы _можем_ видеть дальше, чем на два шага, и нам больше вменяется в вину. Вот поэтому раб, который не знал волю Господина, и не сделал, бит будет много, но раб, который знал, и не сделал - бит будет больше. И именно поэтому дьявол судится строже, чем любой из нас. У него намного больше возможностей и намного больше понимания. Которыми он и злоупотребляет.
Tags: важные вещи
Subscribe

  • ***

    Ну не может же быть, чтобы все это было вот так, Непонятно зачем, безо всякой приличной причины, Только мутная слизь, только запах ничьей мертвечины.…

  • Памяти Серебряного Века. И Золотого, чтоб два раза не вставать

    Базар, вокзал, и далее везде. Не заслужили альфы и омеги. На гумилевской голубой звезде Живут венерианские чучмеки. А мы на нерезиновой Земле, Пока…

  • В ожидании бобо

    Я столько видел вскопанной земли. Страна канав, прорытых с перспективой: Настанет день, и трубы в землю лягут Без всякого участия людей. Дорогу в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments

  • ***

    Ну не может же быть, чтобы все это было вот так, Непонятно зачем, безо всякой приличной причины, Только мутная слизь, только запах ничьей мертвечины.…

  • Памяти Серебряного Века. И Золотого, чтоб два раза не вставать

    Базар, вокзал, и далее везде. Не заслужили альфы и омеги. На гумилевской голубой звезде Живут венерианские чучмеки. А мы на нерезиновой Земле, Пока…

  • В ожидании бобо

    Я столько видел вскопанной земли. Страна канав, прорытых с перспективой: Настанет день, и трубы в землю лягут Без всякого участия людей. Дорогу в…