?

Log in

No account? Create an account
Записки Летучего/Летающего Медведя [entries|archive|friends|userinfo]
flying_bear

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Методика преподавания/популяризация [Apr. 29th, 2015|09:50 pm]
flying_bear
[Tags|]

Я как-то вот вырос в убеждении (никто из учителей битым словом так не говорил, но это, кажется, подразумевалось), что артистизм в учебных лекциях и в докладах на семинарах и конференциях - дело опасное и подозрительное. Из этого потом уже сам сделал вывод о нежелательности слишком красивых презентаций, особенно с анимациями. Лучшие лекторы, когда учился, были (при исполнении) поразительными занудами.

Рама не должна быть большим произведением искусства, чем картина. Или это плохая картина. По-моему, так. К тому же, если тема лекции - критические экспоненты в размерности четыре минус эпсилон, естественно исходить из того, что слушатели хотят узнать о критических экспонентах в размерности четыре минус эпсилон, а не о богатстве внутреннего мира и многосторонних дарованиях профессора NN (лектора).

UPDATE В этой ветке речь о совсем важном.
linkReply

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
From: saccovanzetti
2015-04-29 07:54 pm (UTC)
Честно говоря, многосторонние дарования - это все, что мне запомнилось с лекций по прошествии 25 лет. Знания приходили на семинарах.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: flying_bear
2015-04-29 08:08 pm (UTC)
Может, если бы Вам запомнилось с лекций что-то другое, Ваша последующая профессиональная деятельность была бы еще более успешной?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: palmas1
2015-04-29 08:01 pm (UTC)
В учебных лекциях есть две категории слушателей: те, кому интересно и те, кому неинтересно, но приходится. Для второй категории артистизм работает в роли анестезии при операции, снижает негативные реакции организма. Или вроде как музыка помогает маршировать.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: flying_bear
2015-04-29 08:09 pm (UTC)
Никогда не понимал, зачем учить тех, кому неинтересно, но приходится, за счет тех, кому интересно.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: meshulash
2015-04-29 08:03 pm (UTC)
Не думаю, что так. Слушатели хотят узнать не о критических экспонентах в размерности четыре минус эпсилон, а том, насколько красивы и замечательны эти критические экспоненты. И задача лектора показать свои восторг и нежную любовь к этим экспонетам. А уж если удается передать эти восторг и любовь слушателям, то лектор есть Фейнман.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: flying_bear
2015-04-29 08:15 pm (UTC)
Ну, я исхожу из своего опыта преподавания (тридцатипятилетнего) и, соответственно, своего понимания. Наверняка, бывает и так, как Вы написали. Не сталкивался, но мало ли.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: kot_pafnusha
2015-04-29 08:06 pm (UTC)
Дерзну поспорить )!

Коту общую физику очень даже прилично читал в ин-те боеприпасов в 1980-ом
Владимир Николаевич Лихачев (из прихожан о. Меня).

И иногда отвлекался на общие вопросы мироздания (из того ж философа Соловьева или Канта, или Сахарова с Солженицыным, или философию науки, или даже про господа Бога).

Так что некоторым удается совмещать преподавание физики и просвещение молодежи в общекультурном плане.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: flying_bear
2015-04-29 08:17 pm (UTC)
Иногда отвлекаться можно. И потом, это все-таки не артистизм.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: livejournal
2015-04-29 08:07 pm (UTC)

Методика преподавания/популяризация

User kot_pafnusha referenced to your post from Методика преподавания/популяризация saying: [...] Оригинал взят у в Методика преподавания/популяризация [...]
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: livejournal
2015-04-29 08:08 pm (UTC)

Методика преподавания/популяризация

User kot_pafnusha referenced to your post from Методика преподавания/популяризация saying: [...] Оригинал взят у в Методика преподавания/популяризация [...]
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: spaniel90100
2015-04-29 08:21 pm (UTC)
Паскаль бы не согласился :)
Наличие артистизма не обязательно свидетельствует о плохих научных способностях. Бывает, что артистизм компенсирует дефицит внимания к точности. А бывает и так, что артистизм сочетается с точностью.

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: flying_bear
2015-04-29 08:25 pm (UTC)
Наличие артистизма и стремление его демонстрировать где надо и где не надо - не одно и то же. Если демонстрировать студентам на лекции все, что у лектора наличествует, это будет... гм... подсудное дело, полагаю.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: uliaushuk
2015-04-29 08:43 pm (UTC)
Возможно тут вопрос в тонкости определений. Говоря об артистизме лектора, часто под ним понимают степень, с которой оный овладел искусством лекторского ремесла. Вы же, судя по всему, осуждаете клоунаду, стягивающую внимание слушателей на клоуна у доски, и отвлекающую их от предмета, излагаемого на лекции. Здесь с Вами солидарен.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gattopardo74
2015-04-29 08:51 pm (UTC)
+1
Мастерство рассказа и паясничание — ооочень разные вещи. Слово «артистизм» при желании можно утащить и туда, и туда, и потому оно вызывает естественное возражение.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: nefedor
2015-04-29 08:48 pm (UTC)
Не могу согласиться.
По-моему, все как раз наоборот.
Правильно добавленный артистизм не подменяет, а выгодно оттеняет содержание, расставляет правильные акценты, о которых при занудном изложении приходится догадываться самому. И в матшколе и на мехмате я неоднократно встречался с подобным артистизмом в самых хороших его проявлениях.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: aron_turgenev
2015-04-29 09:11 pm (UTC)
Меня учили, что время от времени надо освежать внимание слушателей какими-то шутками или историями. Кроме того, невредно и выкрикнуть какую-то важную формулу. Я, дурак, пропускал какие-то лекции из-за занудства преподавателей, потом, много лет спустя, приходилось самому разбираться.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: flying_bear
2015-04-29 09:17 pm (UTC)
Время от времени освежать - конечно. Все мы это делаем. В конце концов, неприязнь к чересчур красивым презентациям не означает, что нужно вообще обходиться без рисунков. Срединный путь, как завещал великий Будда.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: tan_y
2015-04-29 09:23 pm (UTC)
Очень правильный и своевременный пост :)

"Я осуждаю всеобщее убеждение, что людей надо развлекать, завлекать и убеждать."
Об этом надо напоминать. Каких-то пять лет назад все комментаторы (может и эти же самые) с вами бы согласились. А теперь волна идет другая, и пожалуйста - ни одного за! Если бы хоть четверть была за, я бы промолчала, все ок.

Edited at 2015-04-29 09:24 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: flying_bear
2015-04-29 09:36 pm (UTC)
Дух времени, да. Недавно Иванов-Петров написал, что сейчас развлечение считается исключительно важным делом. И очень ценится уникальный и неповторимый внутренний мир условного Васи Пупкина. Когда ты учишь людей ремеслу, и они учатся, для того чтобы потом что-то сделать самим - подход один. А если никто ничего делать не собирается - тогда, конечно. Тогда остается развлекуха, либо "духовное обогащение" слушателей (если последние не собираются потом ничего делать, а только балдеть от сознания собственной духовности, то это более-менее одно и то же).
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: solomon2
2015-04-29 09:28 pm (UTC)
Лекций не читал, но много слушал. Скажу с точки зрения пользователя: артистизм нужен, но только в той степени, чтобы студент не заснул.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: flying_bear
2015-04-29 09:39 pm (UTC)
Не диво, что сморил всех слушателей сон
На лекции его, но то, что он
Сам не заснул от собственного чтенья -
Гораздо большего достойно удивленья.
(цитпопам)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: san_diegan
2015-04-30 12:09 am (UTC)
++Рама не должна быть большим произведением искусства, чем картина.++

Вот!!! По-моему, я хорошо понял, о чём вы толкуете. Мне не читали в университете лекции артистично, читали лекции внятно, логично, или менее внятно и логично. Прочитал и мнения ваших комментаторов.

У меня нет опыта чтения курсов, хотя докладов сделал немало. Да, если лекция длинная, то, полагаю, можно пошутить пару раз, или, если публика достаточно далека от того, что я делаю, не говоря уже о general public, то можно и картинку поставить из кинофильма Армагедонн врезающего астероида в Париж, если об истории импактов рассказываешь.

Дальняя аналогия, но вот мне должны были дать медаль. Потому что я последним в нашем Meteoritical Society перестал пользоваться исключительно чёрно-белыми слайдами. Вот потому что если есть, о чём сказать, то можно и так. Так и нужно. Раскрашивание бессмысленное слайдов напоминает графитти на стене собора в Майнце, не говоря уже об играх, вами упомятых, с анимацией. Но последние пару лет делал даже траурную синюю рамочку вокруг слайда. Но это то, наверное, чтобы девушки-коллеги не подумали, что у меня в пенале нет цветных карандашей.

Edited at 2015-04-30 12:10 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: flying_bear
2015-04-30 08:03 am (UTC)
Да, согласен. Конечно, пару раз пошутить - это нормально, это часть ремесла. Но делать из целого доклада театральное (или цирковое) представление - это другое.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: scrucis
2015-04-30 01:55 am (UTC)
По-моему, лекторы всякие нужны и важны, при условии, что они хотят и умеют учить, ну или, хотя бы, только хотят. Тут, вдобавок, есть некоторое встречное движение - желание научить требует от лектора думать о том как объяснить, чтобы было красиво, а хорошие слушатели не могут не оценить этого. Любовь к науке - вещь заразительная и искупающая почти любые дидактические недочеты. Дальше - дело вкуса: больше нравится, меньше нравится, и т.д.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: flying_bear
2015-04-30 08:07 am (UTC)
Речь о том, что вместо любви к науке кое-кто кое-где у нас порой демонстрирует любовь к себе. Вот какой я остроумный. А образованный - аж волосья дыбом. Наука - всего лишь повод для... ммм... самовыражения.

Edited at 2015-04-30 08:08 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: flying_bear
2015-04-30 08:15 am (UTC)
Великолепный текст. Спасибо.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>