Поразительно, до чего эти пределы исторически обусловлены. Те самые результаты, которых меньше, чем сто лет назад, "власти" (whatever it means) приходилось добиваться террором (лагерями и казнями), сейчас, в общем, достигаются угрозой потери даже не работы вообще, а высокооплачиваемой работы и комфортного существования. Значит, функционально это то же самое, вот так сдвинулось. Выгоняют с работы, создают жизненные проблемы многим; сажают единицы. Это нормальное (для данного состояния общества) зло, а есть еще эксцессы - когда по старинке убивают. А раньше массовые расстрелы были нормальным (для того состояния общества) злом, ну, а вот когда кого-то жгли заживо или четвертовали - это таки да, эксцесс. А еще раньше массовые сожжения заживо были нормальным злом (и думать не хочется, что могло считаться эксцессом). То есть, само представление о том, какое зло (за)предельно, определяется представлением о норме, а это представление очень, очень подвижно. Можно (теоретически) вообразить общество настолько утонченное и изнеженное, в котором предельное зло и позор - это когда с кем-то несправедливо не поздоровались, и субъективно это будет восприниматься... ну, как несправедливое многолетнее тюремное заключение в обществе нашего типа. Если есть диапазон выносливости, у него всегда будет край. Сложная система общего положения эргодична, то есть, проходит через все допустимые состояния. Значит, кого-то всегда прижмет к нижней границе. А что за границей, то мы и представить не можем. При всей изобретательности палачей и просто мерзавцев, нет (пока) способа мучить отдельно каждый электрон в человеческом теле, или убивать кого-то снова и снова миллион раз. Могло быть хуже, да? И лучше могло быть. Но при этом перенормировались бы сами наши представления о хуже и лучше. В общем, может быть ровно настолько плохо, насколько можно вынести. А что можно вынести, чего нет - это дело такое. Биологически и исторически обусловленное.
Про "запредельное зло"
Поразительно, до чего эти пределы исторически обусловлены. Те самые результаты, которых меньше, чем сто лет назад, "власти" (whatever it means) приходилось добиваться террором (лагерями и казнями), сейчас, в общем, достигаются угрозой потери даже не работы вообще, а высокооплачиваемой работы и комфортного существования. Значит, функционально это то же самое, вот так сдвинулось. Выгоняют с работы, создают жизненные проблемы многим; сажают единицы. Это нормальное (для данного состояния общества) зло, а есть еще эксцессы - когда по старинке убивают. А раньше массовые расстрелы были нормальным (для того состояния общества) злом, ну, а вот когда кого-то жгли заживо или четвертовали - это таки да, эксцесс. А еще раньше массовые сожжения заживо были нормальным злом (и думать не хочется, что могло считаться эксцессом). То есть, само представление о том, какое зло (за)предельно, определяется представлением о норме, а это представление очень, очень подвижно. Можно (теоретически) вообразить общество настолько утонченное и изнеженное, в котором предельное зло и позор - это когда с кем-то несправедливо не поздоровались, и субъективно это будет восприниматься... ну, как несправедливое многолетнее тюремное заключение в обществе нашего типа. Если есть диапазон выносливости, у него всегда будет край. Сложная система общего положения эргодична, то есть, проходит через все допустимые состояния. Значит, кого-то всегда прижмет к нижней границе. А что за границей, то мы и представить не можем. При всей изобретательности палачей и просто мерзавцев, нет (пока) способа мучить отдельно каждый электрон в человеческом теле, или убивать кого-то снова и снова миллион раз. Могло быть хуже, да? И лучше могло быть. Но при этом перенормировались бы сами наши представления о хуже и лучше. В общем, может быть ровно настолько плохо, насколько можно вынести. А что можно вынести, чего нет - это дело такое. Биологически и исторически обусловленное.
-
Еще из старого, и пока все
Оно все, конечно, хорошо весьма, Только ракурс выбран какой-то странный. По-моему, все посходили с ума, И каждый по отдельности, и целые страны.…
-
Фантазия на темы советской литературы и кинематографа с присовокуплением личных воспоминаний (старое
Уже в трех местах что когда то посетил шли или идут бои А ведь не падок на экзотику не похож на Миклухо Маклая Бывает что заморскими дикарями…
-
Вариации на темы черного квадрата (из старого)
Ты что же это на одной черной кости играешь? В. В. Маяковский В этом черном-пречерном городе, в этом черном-пречерном году Черный человек…
- Post a new comment
- 31 comments
- Post a new comment
- 31 comments
-
Еще из старого, и пока все
Оно все, конечно, хорошо весьма, Только ракурс выбран какой-то странный. По-моему, все посходили с ума, И каждый по отдельности, и целые страны.…
-
Фантазия на темы советской литературы и кинематографа с присовокуплением личных воспоминаний (старое
Уже в трех местах что когда то посетил шли или идут бои А ведь не падок на экзотику не похож на Миклухо Маклая Бывает что заморскими дикарями…
-
Вариации на темы черного квадрата (из старого)
Ты что же это на одной черной кости играешь? В. В. Маяковский В этом черном-пречерном городе, в этом черном-пречерном году Черный человек…