? ?
Записки Летучего/Летающего Медведя [entries|archive|friends|userinfo]
flying_bear

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

О вкусах [May. 31st, 2006|11:55 pm]
flying_bear
"Эстетика - мать этики". При всей уязвимости таких заявлений для очевидной (и потому не очень интересной) критики, что-то очень важное в них есть. Недавняя дискуссия о Высоцком (http://kosilova.livejournal.com/238833.html) помогла понять, в чем тут дело. В этике - гораздо больше человеческого (см., напр., еще http://flying-bear.livejournal.com/149460.html?thread=1647828#t1647828 ). Рассудочного. Формально-логического. Отсюда - возможность грубых ошибок - формальная логика, строго говоря, не применима в плохо определенных ситуациях, из которых жизнь, в общем-то, и состоит. В эстетике ошибиться труднее, потому что все основано на непосредственном восприятии. Либо воспринимающий орган есть, либо его - нет (но тогда сразу видно, что его нет, и надо просто всё сказанное игнорировать). Надо больше себе доверять. В смысле - своим непосредственным впечатлениям. Если логика доказывает, что белое - это черное, скорее всего, ты где-то допустил логическую ошибку.

Величайший религиозный художник Вермеер, насколько я знаю, за всю жизнь не нарисовал ни одного ангела. Не говоря уже о Христе и грешнице, бурлаках на Волге, апофеозе войны... гхм... куда-то не туда понесло. Да. Кстати сказать, не знаю, насколько он был религиозен по любым внешним параметрам. Наверно - показатели в пределах нормы, не более.

Глубочайший религиозный поэт Высоцкий во многих своих песнях изъяснялся весьма приземленным языком, сквернословил, а то и прямо богохульствовал.

Спорт водке не помеха.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: seminarist
2006-05-31 11:01 pm (UTC)
Ну, допустим, религиозный. Но глубочайший - это перехват, КМК. Чего там такого глубочайше религиозного - или хоть просто глубочайшего?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: flying_bear
2006-05-31 11:06 pm (UTC)
Я могу привести какие-то строчки, которые мне кажутся очень глубокими. Могу объяснить, чем именно, но вряд ли это будет для Вас убедительно. Пример, как мы толкуем поэзию - здесь: http://lit.lib.ru/i/irhin_w_j/tarkovskii.shtml (упрощенный и обходящий по-настоящему серьезные вопросы. но представление о методе получить можно). Если Вы такой подход принимаете (что маловероятно), можно поговорить о Высоцком. Если нет - будет пустая трата времени и сил и с Вашей, и с моей стороны.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: sonte
2006-05-31 11:18 pm (UTC)

offtopic

Простите за вопрос не по теме и вообще вмешательство. Там в комментариях мелькнуло "хорошо бы кто-то отсканировал "Баламут произносит тост"". А что, ныне лежащие в интернете файлы какие-то ошибки содержат?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: flying_bear
2006-05-31 11:20 pm (UTC)

Re: offtopic

Если дадите ссылку, буду очень благодарен. "Письма Баламута" - немеряно, "Баламут произносит тост" - не смог найти. Правда, этот пост, на который Елена ссылается, старый, а с тех пор не проверял. Но полгода назад - не было.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: oder_k
2006-06-01 12:53 am (UTC)
Совсем недавно мне попалось очень близкое к Вашему рассуждение:
http://www.amazon.com/gp/product/0316010669/qid=1149122982/sr=2-2/ref=pd_bbs_b_2_2/102-8586912-5802550?s=books&v=glance&n=283155

Кстати, и про "thinking" тоже.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: bors
2006-06-01 01:08 am (UTC)
Христа он, вроде, в начале своей "карьеры" таки изобразил. Даже помню композицию и пару деталей.

Придерживаюсь мнения о том, что этика часть эстетики; считаю, что в жизненных ситуациях надо тоже больше себе доверять, а не логике (только не путать здравый смысл с логикой). Дело в том, что я не считаю, что грубая ошибка в жизни - это всегда зло. Ведь и в музыке и диссонанс бывает.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: flying_bear
2006-06-01 07:41 am (UTC)
> Дело в том, что я не считаю, что грубая ошибка в жизни - это всегда зло.

Конечно; важно, как относиться к ошибкам. Не согрешишь - не покаешься, не покаешься - не спасешься. Живые же все люди.
"Ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель" (Притчи 16:24).

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: avrukinesku
2006-06-01 03:31 am (UTC)
Христа В. рисовал как минимум дважды. Второй раз, правда, на картине внутри картины. Почему к нему приложимо прилагательное "религиозный"? Вполне вроде бы светский.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: flying_bear
2006-06-01 07:44 am (UTC)
Да, извините за неточность. Всегда, когда гонишься за красным словцом и пытаешься, чтобы непременно был парадокс, - возникают натяжки.

Почему религиозный? Ну, мне кажется, вот почему. Сложнейшая богословская проблема - это теодицея. Более того, на словесном уровне она по-видимому вообще неразрешима. В., насколько я понимаю, это абсолютная вершина в изображении света в живописи, причем свет на его картинах - явно не от мира сего. Этот свет льется у Вермеера равно на добрых и злых, как и сказано в Евангелии (а также на неодушевленные предметы). Совершенно очевидно для зрителя, что, если этот свет убрать, изображаемый мир исчезнет или, во всяком случае, превратится во что-то бессмысленное и неинтересное. В то же время, если его не убирать, прекрасным становится всё. Вопрос о теодицее, тем самым, решается сам собой.

Все эти доморощенные рассуждения отчасти навеяны одним из "мистических детективов" Ч.Уильямса, "Канун дня всех святых" (где про Вермеера, кажется, ничего, зато про свет в живописи - очень много).
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: valentin_irkhin
2006-06-01 04:16 am (UTC)
Жил да был художник Пауль Клее
Где-то за горами, над лугами.
Он сидел себе один в аллее
С разноцветными карандашами,

Рисовал квадраты и крючочки,
Африку, ребенка на перроне,
Дьяволенка в голубой сорочке,
Звезды и зверей на небосклоне.

Не хотел он, чтоб его рисунки
Были честным паспортом природы,
Где послушно строятся по струнке
Люди, кони, города и воды,

Он хотел, чтоб линии и пятна,
Как кузнечики в июльском звоне,
Говорили слитно и понятно.
И однажды утром на картоне

Проступили крылышки и темя:
Ангел смерти стал обозначаться.
Понял Клее, что настало время
С музой и знакомыми прощаться.

Попрощался и скончался Клее.
Ничего не может быть печальней!
Если б Клее был намного злее,
Ангел смерти был бы натуральней,

И тогда с художником все вместе
Мы бы тоже сгинули со света,
Порастряс бы ангел наши кости!
Но скажите мне: на что нам это?

На погосте хуже, чем в музее,
Где порой вы бродите, живые,
И висят рядком картины Клее -
Голубые, желтые, блажные...
(Арс. Тарковский)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: valentin_irkhin
2006-06-01 04:25 am (UTC)
Текст ходит по сети с интересной опечаткой. Правильно:
Если б Клее был _немного_ злее
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bors
2006-06-01 04:23 am (UTC)
Кстати, нечто похожее на ваше замечание о Высосцом высказывал очень давно другой известный поэт.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ivanov_petrov
2006-06-01 05:44 am (UTC)
про этику/эстетику отчего-то вспомнилось: если не знаешь, как поступить правильно, поступи красиво
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: flying_bear
2006-06-01 07:37 am (UTC)
Кстати, принцип, который реально несколько раз выручал в очень неприятных ситуациях.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: ex_kosilova
2006-06-01 07:56 am (UTC)
красота страшная сила
тут дьявол с Богом борется
так что не совсем понятно, только ли этики мать эстетика, или у этой матери были и другие дети
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: flying_bear
2006-06-01 05:36 pm (UTC)
"Кто сказал "мать"? Попрошу не выражаться при новобрачных".
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: aka_b_m
2006-06-02 09:58 pm (UTC)
По поводу Высоцкого недавно вспоминали теорию А.М.Панченко у Бовина.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: flying_bear
2006-06-02 10:16 pm (UTC)
Спасибо за ссылку, очень интересно. По существу - согласен. Конечно, Брежнев и Высоцкий. (Хотя, в принципе, может быть и не один человек... Сталин - и кто? Пастернак? Мандельштам?... Не очень понятно).

Пелевин, как мне (тоже?) кажется, образцово выразил путинское время, да ( в "Числах" и "Оборотне"). Но он и ельцинское выразил неплохо (в "Generation")... да и горбачевское ("Желтая стрела"?). И не поэт всё-таки. Может, пока - вакансия?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)