Top.Mail.Ru
? ?
Записки Летучего/Летающего Медведя [entries|archive|friends|userinfo]
flying_bear

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Что такое жизнь с точки зрения физика, или почему нельзя въехать в рай на чужом горбу [Dec. 8th, 2012|07:49 pm]
flying_bear
[Tags|, ]

Есть такой способ выражать свои политические взгляды, вкусы и предпочтения: а давайте сделаем как в Америке. Или - как в Швеции. Или - как в Китае. Или - как в Сингапуре. Или - как в Руанде.

Несколько пояснений по поводу выражения "сделать как". Что именно должно быть "как"?

Существуют системы без памяти (будущее развитие которых полностью определяется состоянием в данный момент времени) и системы с памятью (все остальные). В теории случайных процессов говорят о марковских и немарковских процессах, соответственно. Я буду (нестрого) использовать эту терминологию, говоря о процессах вообще (не обязательно случайных). В классической механике состояние изолированной системы (задание координат и скоростей всех частиц в данный момент времени) полностью определяет ее эволюцию. Однако, если мы рассматриваем подсистему полной системы и исключаем часть степеней свободы, неизбежно появление памяти (другие названия в физике - запаздывание, временнАя дисперсия). Сам факт, что мы знаем о существовании некоторой системы, означает ее незамкнутость (например, она испускает или рассеивает фотоны, которые потом воспринимаются нашими глазами или приборами). Поэтому "марковость" в реальности недостижима. Вопрос - насколько хорошее это приближение.

Шахматы - простейшая не полностью бессмысленная модель жизни - игра почти марковская. В основном, позицию можно оценить, не зная предыстории. Однако, даже в шахматах есть исключения (возможно или невозможно взятие пешки на проходе; возможна или невозможна рокировка; правило пятидесяти ходов; правило троекратного повторения позиции). В жизни как таковой "марковское приближение" не применимо ни в одной мало-мальски важной и интересной ситуации. Можно сказать, что это результат незамкнутости человечества (в смысле совокупности всех живущих в данный момент времени) как системы. Взаимодействия с теми, кто уже умер, решающе важны. К тому же, конечно, решающе важны факторы внешней среды (вплоть до солнечной активности, влияющей на погоду, урожаи/неурожаи, и т.д., и т.п.). Поэтому "скопировать состояние" в реальности означает "скопировать процесс", то есть, состояние вместе с предысторией. В одной из сказок Лема Трурль, чтобы создать электронного поэта, вынужден был смоделировать полностью всю эволюцию вселенной. Поэтому "сделать как в Швейцарии" означает не просто скопировать законы, но всю историю этой страны, и даже климат, ландшафт, животных, растения, геологию... Казалось бы, глупость очевидная. Тем не менее, "как на Западе" - постоянный аргумент, что у оппозиционеров/революционеров, что у охранителей. Или - "как в Китае". Или - "как в Сингапуре".

Это идиотизм настолько очевидный, что начинаешь додумывать за так говорящих. Для их же блага. Конечно, они не это имеют в виду. Конечно, они имеют в виду что-то другое. А вот что?

Насколько могу понять, с точки зрения физики, картина мира, стоящая за разговорами "сделать как в XYZ", примерно, такая. Считается (неявно), что у общества есть несколько (очень небольшое число) аттракторов*, каждый со своей областью притяжения - и нужно перетащить страну из области притяжения аттрактора A в область притяжения аттрактора B. Причем, считается, что пространство релевантных переменных малоразмерно, так что достаточно одного-двух-трех простых действий. Все приватизировать и включить невидимую руку рынка. Всех расстрелять, а остальных посадить. Изгнать с телевидения всех рыжих и ввести смертную казнь за курение в общественных местах. Запретить гей-парады, заставить всех школьников заучивать басни Крылова и покрасить памятник Татищеву и де Геннину в Екатеринбурге в оранжевый цвет. А дальше оно само.

Известно, насколько трудно составить набор релевантных переменных (и даже показать, что он конечен) в физике, в исключительно простых случаях. Само предположение о существовании аттракторов в общественных системах, очень мягко говоря, неочевидно. Ну и, потом. "Не знаете, чего просите". Аттракторов захотели, да? Аттракторы бывают такие: устойчивое положение равновесия (вечный застой); предельный цикл (все время на одни и те же грабли, через равные промежутки времени); странные аттракторы (хаос). Чего заказывать будете?

_________________
*Дураки и фанатики обычно считают, что аттрактор вообще только один, и все там будем, вопрос лишь в том, чтобы добровольно и с песнями.
linkReply

Comments:
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
From: ex_juan_gan
2012-12-08 07:07 pm (UTC)
Хорошо изложено. Эта ещё одна теория каргокульта применима также и к софтверной (да и к другим, наверное) промышленности.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: flying_bear
2012-12-08 08:16 pm (UTC)
Поскольку банальность, то, думаю, много к чему применимо.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: livejournal
2012-12-08 07:18 pm (UTC)

Примерно о том же, но совсем в другом ракурсе

User a_bugaev referenced to your post from Примерно о том же, но совсем в другом ракурсе saying: [...] в Америке": Что такое жизнь с точки зрения физика, или почему нельзя въехать в рай на чужом горбу [...]
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: roman_kr
2012-12-08 07:22 pm (UTC)
здорово написали! Можно перетащить со всеми ссылками?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: flying_bear
2012-12-08 07:22 pm (UTC)
Конечно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: livejournal
2012-12-08 07:28 pm (UTC)

Что такое жизнь с точки зрения физика,

User roman_kr referenced to your post from Что такое жизнь с точки зрения физика, saying: [...] или почему нельзя въехать в рай на чужом горбу http://flying-bear.livejournal.com/1485988.html [...]
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: filin
2012-12-08 07:43 pm (UTC)
Ну, стандартная метафора - мол, "все" спокойно едут по шоссе и только "мы", как дураки, ломимся по бездорожью рядом с этим шоссе - с этой точки зрения выглядит довольно корректно ;-)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: flying_bear
2012-12-08 08:07 pm (UTC)
Да, если считать что опции (аттрактора) только два - "шоссе" и "бездорожье". Но это чудовищная, невероятная вульгаризация. Ничем не умнее, чем пресловутое "если вы такие умные, что ж вы строем не ходите".
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: mike67
2012-12-08 07:48 pm (UTC)
Я недавно приводил похожие аргументы про системы с памятью, но мне в ответ привели в пример Грузию, которой будто бы удалось скопировать США (Найшуль сказал). Насколько я понял, операционизм жив, и у него немало сознательных сторонников (бессознательных, которые, например, хотят вернуть СССР, и не сосчитать).
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: flying_bear
2012-12-08 08:12 pm (UTC)
Грузии? Скопировать США? Ну, да, Georgia, она и в Африке Georgia.

Анекдот напомнило, мединститутский. Студент на зачете рассказывает про признаки беременности:
- Большой живот... Пигментные пятна... (впадает в глубокую задумчивость).
Профессор, теряя терпение:
- Что, всё?
- Да, всё.
- Ну, что ж. У меня, как видите, большой живот, и пигментные пятна. Как рожу - поставлю зачет.

Это я к тому (не Вам, конечно, Найшулю), что не надо судить по пигментным пятнам.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: xmyruj
2012-12-08 07:54 pm (UTC)
а давайте сделаем прозрачную экономику, где каждая платежная операция будет зафиксирована в общедоступной базе данных.
(Replies frozen) (Thread)
[User Picture]From: flying_bear
2012-12-08 08:13 pm (UTC)
Давайте сделаем. Мне не жалко. Это, наверно, как-то связано с темой постинга, но сходу не соображу, как.
(Replies frozen) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: termometr
2012-12-08 08:24 pm (UTC)
ой, даже не знаю, как отнестись к Вашей этой заметке.

очень она ИМХО поверхностная.

Простите.

(Replies frozen) (Thread)
[User Picture]From: flying_bear
2012-12-08 08:49 pm (UTC)
Да не за что. Поверхностная так поверхностная. А пипл хавает.
"Вас, Фроловых, не поймешь. Ты говоришь - нехорошо, она - хорошо" (C).
(Replies frozen) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: timelets
2012-12-08 08:25 pm (UTC)
Из собственного опыта замечу, что в Сингапуре, например, вполне понимают, что копирование состояния включает копирование элементов процесса. Более того, они понимают, что состояний и процессов много, поэтому надо выбирать, какие из них можно и нужно копировать. И копируют, в зависимости от. И вполне успешно.
Кроме того, они видят (географически и исторически), что есть Северная и Южная Кореи. Выбор взаимодействий с мертвыми корейцами в Сингапуре сдвинут в сторону южных. Мертвые ведь тоже бывают разные. И мы определенной степени в ответе за то, которых из них мы приручаем.

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: flying_bear
2012-12-08 09:00 pm (UTC)
Про мертвых - очень верное замечание. Да, можно выбирать среди своих традиций. Их много, и они разные. Но обязательно среди своих. Или проникнуться чужими так, чтобы они стали своими.

Я об очень поверхностной простой вещи: бессмысленно пытаться копировать результаты, не копируя причин. Хочешь как на Востоке? Разбирайся с конфуцианством, с буддизмом, с многотысячелетней историей, думай, что из этого имеет параллели в российских традициях, что нет. И вперед. А можно просто - там жестоко наказывают за брошенный мимо урны окурок, давайте мы тоже будем расстреливать на месте за брошенный мимо урны окурок. Там в школах есть телесные наказания, давайте мы детей вообще четвертовать будем за несделанную домашнюю работу.

Ну, или наоборот, с копированием "либеральных ценностей". Разберись, на чем они основаны, как развивались, какой именно период этого развития тебя вдохновляет - их состояние сейчас, сто лет назад, двести лет назад, где, в каких странах, на каких континентах.

То есть, попросту, думать надо. На что тут же начинаются вопли: да чё там думать, трясти надо.

Ну, трясите. Без меня.

Edited at 2012-12-08 09:05 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: shkrobius
2012-12-08 08:39 pm (UTC)
Вероятно, подразумевается термодинамический подход. "Как в Америке" это типа твердое, "как в Швеции" - жидкое, а "как в Руанде" - газообразное. Сверху придавить, снизу подогреть.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mutantkhamon
2012-12-08 08:41 pm (UTC)
Замечательно и исчерпывающе.

Вон Пётр сделал "как в Голландии" и практически парализовал страну на 200 лет.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: flying_bear
2012-12-08 09:16 pm (UTC)
С последним, наверно, многие будут спорить. Своего мнения у меня нет, я недостаточно знаю про ту эпоху. Эмоционально, готов согласиться. Платонов, Епифанские шлюзы, и все такое.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: livejournal
2012-12-08 09:04 pm (UTC)

Перекрёстки бывают на дорогах и в прицелах

User mutantkhamon referenced to your post from Перекрёстки бывают на дорогах и в прицелах saying: [...] взят у в Что такое жизнь с точки зрения физика, или почему нельзя въехать в рай на чужом горбу [...]
(Reply) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: flying_bear
2012-12-08 09:42 pm (UTC)
Если серьезно, совсем не обязательно каждому с каждым разговаривать. Я уже больше семи лет в ЖЖ, у меня сложился какой-то круг постоянных читателей, есть какая-то достаточно богатая предыстория общения, есть определенный стиль ведения журнала. Если новый человек хочет присоединиться, он. вероятно, должен попытаться понять, как и что тут происходит, и соответствовать. Если ему это дискомфортно - так ведь других журналов полным-полно. А исходить из того, что у меня есть какие-то обязательства перед лично незнакомыми читателями... Это уж ни в какие ворота. Сразу ассоциации с "адреса-явки-фамилии".

Да, хочу писать вот так. Критиковать способы, которым другие выражают свои политические взгляды, буду, а о своих взглядах - не буду. Как видите, кому-то интересно и так. Если Вы считаете, что это нехорошо - читайте и комментируйте других авторов, которые пишут именно так и именно о том, как Вам кажется правильным. Не тратьте свое время на чтение явно неподходящих Вам текстов.

Просить, чтоб Вы не тратили мое время на ненужные мне разговоры, я не буду. Я сам вполне могу об этом позаботиться. И, конечно, позабочусь, если сочту нужным.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: regent
2012-12-08 09:21 pm (UTC)
Действие аттракторов в обществе лапидарно выразил Черномырдин.
"Хотели как лучше, а получилось как всегда".

Есть ещё один анекдот, который я дословно не помню, но суть в том, что как ни пытались собирать конструкцию, всегда получался пулемёт.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: flying_bear
2012-12-08 09:50 pm (UTC)
Я как раз не очень верю в аттракторы. То есть, в эквифинальность общественных процессов. А про Черномырдина - да, это точно.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: mikev
2012-12-08 09:29 pm (UTC)
Ага, по-видимому не нужно стремиться попасть на аттрактор, нужно думать, как избежать самых противных и ужасных аттракторов.
Может быть, как раз этому стоит учиться у других? Или же только на своих ошибках?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: flying_bear
2012-12-08 09:58 pm (UTC)
Лучше бы на чужих, конечно. А Вы много видели людей, которые реально умели учиться на чужих ошибках? Не декларировали, а на самом деле? Куда более распространенный подход, мне кажется, другой: да, Васька спился вдрызг, всю жизнь себе поломал, ну, так, он дурак, ему, конечно, пить было нельзя. А я-то умный, мне можно. Да, Колька украл и в тюрьму сел, а я украду и не попадусь, потому что уметь надо. Не так давно, помнится, министр образования заявил публично: математике этой вашей не обучался, и ничё, не дурее других. Хотя мжно было бы научиться на чужих ошибках, что ученье свет, а неученье тьма.

А коллективный разум, он ведь еще менее разумен, чем среднестатистический индивидуальный.

И еще. Что имеется в виду под "учиться на чужих ошибках"? Реальное глубокое изучение чужой истории и чужих ошибок или следование расхожим пропагандистским штампам и клише? В подавляющем большинстве случаев, те, кто говорят, "как в Америке" или "как в Китае" - ничего не знают о реальной истории и реальных проблемах ни Америки, ни Китая.

Edited at 2012-12-08 10:00 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>