Но, разумеется, то же касается и больших систем, таких, как общество. Эквифинальность - очень утешительная концепция. Иначе можно было бы сойти с ума от ответственности за _каждое_ своё слово и _каждый_ чих (см. пресловутую бабочку - "И грянул гром"). Но есть фрактальные границы притяжения разных аттракторов (разных конечных состояний), и вот на этой границе...
Что даёт возможность взглянуть на пресловутую "свободу воли" ещё с одной стороны. Как правило её (свободы), разумеется, просто нет - не в смысле, что мы не свободны в своих поступках, а в смысле, что в большинстве случаев, что ни сделай - всё неважно.
"Что же касается судьбы, которую я мог бы предсказать официантке, то вот она: Вас облапошат дезинсекторы, уничтожающие термитов, но вы ничего не заметите. Вы купите шины со стальным ободом для передних колес вашей машины. Вашу кошку переедет мотоциклист по имени Хэдли Томас, и вы заведете другую кошку. Артур, ваш брат из Атланты, найдет одиннадцать долларов в такси" (Завтрак для чемпионов).
Но вот иногда, очень редко... И вот к этим случаям надо тщательно всю жизнь готовиться.
"Нужно же человеку о чем-то говорить, упражнять голосовые связки, чтобы они хорошо работали, когда придется сказать что-то действительно важное" (Колыбель для кошки).
И иметь мужество сознавать: (1) крайне низкий КПД твоих усилий и крайне малую вероятность сделать вообще хоть что-то; (2) полную невозможность просчитать последствия своего вмешательства в тех случаях, когда оно внезапно окажется эффективным; (3) исключительную трудность оценки, какой именно момент сейчас.
Для всего этого нужно иметь веру хоть с горчичное зерно. И тогда, действительно, можно передвигать горы. Но только в специально отведённых для этого местах. Которые, впрочем, тоже могут, до некоторой степени, изменяться. И т.д.