flying_bear (flying_bear) wrote,
flying_bear
flying_bear

Categories:

"Главный русский спор" 2

Л.Блехер, Г.Любарский (http://club.fom.ru/book.html?book=20) пишут о связи разделения западничество - почвенничество с разделением теоцентричность - антропоцентричность: "У глубоко мыслящего религиозного человека естественно возникает представление о плане Божием относительно человечества; его народ играет в этом плане определенную роль, и в попытках понять эту задачу народа и способствовать ее выполнению выковывается обычно почвенное мировоззрение".

Здесь - логический скачок, как кажется: от плана относительно человечества - к плану относительно народов. Почему тогда - не относительно профессий, скажем? Митрополит Иоанн (Снычев), как помнится, в подтверждение тезиса, что нации и народы созданы Богом, ссылался на историю с Вавилонской башней. Но если так, тогда из контекста очевидно, что созданы-то они в наказание.

"Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия (в оригинале: зло); Я, Господь, делаю все это" (Исаия 45:7).

Вот что пишет, например, К.С. Льюис (http://www.lib.ru/LEWISCL/mere.txt): "Если человек живет только семьдесят лет, тогда государство, или нация, или цивилизация, которые могут просуществовать тысячу лет, безусловно, представляют бОльшую ценность. Но если право христианство, то индивидуум не только важнее, а несравненно важнее, потому что он вечен и жизнь государства или цивилизации -- лишь миг по сравнению с его жизнью".

Вполне можно себе представить верующего человека, для которого в плане Божием относительно человечества играют роль не народы, а личности. Да его и представлять не надо - имеется в наличии... И не один.
Tags: мелкая философия на глубоких местах
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments